34. Внесение Святых Даров в Скинию Завета.

Из книги “Исход”, лист 231 об. 

 Здесь представлен кульминационный момент: Моисей вносит в Скинию Святые Дары Господу. “И внес ковчег в скинию, и повесил завесу, и закрыл ковчег откровения, как повелел Господь Моисею. И поставил стол в скинии собрания, на северной стороне скинии, вне завесы. И разложил на нем ряд хлебов пред Господом, как повелел Господь Моисею. И поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии. И поставил лампады пред Господом, как повелел Господь Моисею. И поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою. И воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею.” (Исход: 40, 21-27) На вершине шатра Скинии установлен крест на державе в виде меча острием вверх. Слева Моисей заканчивает строительство первого храма и вносит скрижали, завеса с Херувимом отодвинута и за ней мы отчетливо видим черноту проема. 

 Следует отметить, что в ЛЛС цвет проема имеет важное значение: например, черный проем почти всегда обозначает смерть, пустоту, небытие. На следующей миниатюре (лист 232) мы видим Скинию после внесения в нее Святых Даров, и здесь проем за завесой - белый, т.е. наполненные Светом Божиим, Благодатью, жизнью. И в дальнейшем в Скинии почти всегда будет белый проем. Хотя есть и исключения: например, на миниатюре 322, 325 об., 331 он раскрашен красноватым цветом, на миниатюре 331 об., 333, 334 имеет голубоватый оттенок. Когда появились такие “цветные проемы” - в момент создания миниатюры или при поздних поновлениях? Ощущали ли мастера семантическую разницу между белым и цветным проемом, или для них принципиальным был лишь отказ от черного? Эти вопросы требуют более глубокого и широкого исследования. 

 В правой части миниатюры мы видим Моисея за работой, рядом с ним первосвященник Аарон и евреи. Краски миниатюры сдержаны и прозрачны, без очевидных “поновлений”. Они позволяют достаточно точно представить первоначальную “авторскую” раскраску ЛЛС. Заметно, что миниатюры, созданные на сюжеты Исхода, отличается своей раскраской от миниатюр Бытия. Краски нанесены более упрощенным способом, используется меньше оттенков и переходов, тени более плотные, как, например, на синем хитоне Моисея. О цвете в Лицевом своде говорить гораздо сложнее, чем о рисунке. Много изменений в первоначальную раскраску привнесли художники конца XVI (и особенно XVII века), когда все стали делать ярче, декоративнее, с элементами западноевропейской реалистической школы. Насыщенность красок меняется и с течением времени: краски могли пожухнуть и выцвести, осыпаться, изменится из-за химических процессов внутри пигмента, составляющего данную краску. Могла пожелтеть бумага и это дало перемену цветов в теплую сторону, как при электрическом освещении. Будем надеяться, что новые поколения ученых и исследователей Свода досконально разберутся в этом вопросе. 

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".

____ЦБ ИСКОНИЯ____



Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений