69. Ясон.

Из книги “О разорении первой Трои Ясоном и Гераклом”, лист 590 

 Античные сюжеты представлены в Лицевом своде совсем не такими, какими они известны нам, жителям XXI в. Перед древнерусскими миниатюристами XVI в. стояла сложная задача — изобразить языческие темы христианскими средствами. Мир Древней Греции чрезвычайно далек от мира Древней Руси — миросозерцание, бытовые особенности, география, климат различаются кардинально. Тем интереснее нам сегодня посмотреть глазами мастеров Свода на древнегреческие мифы. 
 Составители ЛЛС соединили в один сюжет историю об аргонавтах и историю Троянской войны. Здесь мы видим фрагмент истории об укрощении Ясоном волов и дракона, описанной и изображенной в ЛЛС очень подробно. 
 По традиции миниатюристы совмещают на одном изображении несколько событий, происходящих в разные временные отрезки. На переднем плане мы видим, как Ясон ведет уже послушных волов, запряженных в плуг. Следующая сцена, изображенная в центре миниатюры, не поддается однозначной трактовке: возможно, Ясон держит в руках чашу с волшебной жидкостью Медеи. Она уже помогла ему укротить волов, а теперь с ее помощью Ясон пытается усмирить и дракона. Сам дракон очень живописно изображен в правой части листа. Он словно закрывает своим телом заветную цель Ясона — барана с золотым руном, которого мы видим в левой нижней части миниатюры. 
 Языки пламени, вырывающиеся из пасти дракона, закрывают от Ясона и статую Ареса, бога войны, опирающегося на меч — ведь именно Аресу принадлежит это поле. Отметим, что в ЛЛС античные боги изображаются только обнаженными и принимают активное участие в событиях; они — своего рода “ожившие статуи”. 
Зеленые горки отделяют от происходящего дворец царя Эета (Айета), который владеет золотым руном и дает Ясону все эти трудновыполнимые поручения. Из окна выглядывает дочь царя, Медея. Она влюблена в Ясона и, сложив на груди руки, наблюдает за его подвигами. 

 Вызывает интерес цветовое решение миниатюры. Доминирующий цвет — красный: этим цветом раскрашен дракон, плащ Ясона, одеяние Медеи; красноватым цветом мерцают и стены дворца. Сочетание этих оттенков с зеленовато-оливковыми горками, создает особое напряжение. 
В целом, миниатюра производит впечатление праздника, а не напряженной борьбы. Православное мироощущение художников Свода привносит даже в античный сюжет особое ощущение гармонии и непременной победы Добра над Злом. 

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".


____ЦБ ИСКОНИЯ____



Выставка "Апокалипсис в русской книжной миниатюре".

11 марта 2020 г. в Самарском епархиальном церковно-историческом музее состоялось открытие выставки "Апокалипсис в русской книжной миниатюре". Апокалипсис в русской книжной миниатюре

Выставка "Самарские древности".

17 мая 2018 г. в Самарском областном художественном музее (ул. Куйбышева 92) состоялось открытие выставки "Самарские древности". 


Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений