Святитель Андрей Кесарийский


Святитель Андрей Кесарийский. Святитель Андрей Кесарийский (VI-VII вв.) архиепископ Кесарии Каппадокийской - автор первого дошедшего до нас толкования на Апокалипсис. По сути оно является единственным полным толкованием Откровения дошедшим от святых отцев древности. 

 Если бы во всем православном мире к Апокалипсису был бы такой же интерес как на Руси или как в средневековой Испании, то св. Андрей Кесарийский был бы весьма известный и узнаваемый святой. Однако несмотря на то, что его Толкование на Откровение Иоанна Богослова было чуть ли не единственным, несмотря на то, что оно было переведено в X-XI веках на славянский, грузинский и армянский языки, тем не менее найти изображения этого святого весьма трудно. Кстати, на Руси до середины XV века Апокалипсис существовал только в виде толкового Апокалипсиса Андрея Кесарийского. По запросу в интернет-поисковиках изображений св. Андрея Кесарийского, пока нет результатов ни на русском и на греческом языках. Однако в книгах, посвященных теме лицевых рукописей, удалось найти несколько миниатюр из старообрядческих толковых Апокалипсисов XVII и XIX веков. Популярность Апокалипсиса в старообрядческой среде была весьма велика. Благодаря старообрядчеству традиция лицевых Апокалипсисов дожила вплоть до революции. Скорее всего и интерес к личности автора толкования тоже был. 

Сформировалось сразу несколько устойчивых иконографических сюжетов, посвященных святителю Андрею Кесарийскому. 

 На первых двух миниатюрах, которые мы рассмотрим, мы видим святого в сонме святителей: св. Дионисий Ареопагит, св. Андрей Кесарийский, св. Григорий Богослов, св. Кирилл Александрийский, св. Епифаний Кипрский, св. Иустин Философ, св. Афанасий Александрийский, св. Ириней Лионский, св. Ипполит папа Римский и св. Мефодий Константинопольский. Первый пример содержится в рукописи РГБ ф. 37, № 408, которая представлена на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в полном объёме.

Апокалипсис толковый XVII в. РГБ ф. 37, № 408.

 Второй пример размещен в рукописи из собрания Ф. М. Плюшкина (Библиотека Академии Наук). Миниатюра публиковалась в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века", подготовленом В. Г. Подковыровой и изданном в 2016 году (цв. ил. №1). 

Апокалипсис лицевой трехтолковый. XVIII в. БАН, Плюш. 167, л. 89 об.

 Следующий сюжет - Андрей Кесарийский передает свое толкование на Апокалипсис "правоверным народам".

 Два примера находятся в тех же рукописях, в которых Андрей Кесарийский изображен вместе с другими святителями (РГБ ф. 37, № 408 и БАН, Плюш. 167). На миниатюре из рукописи РГБ, мы видим архиепископа Андрея Кесарийского с книгой в руках, обращающегося к "правоверным народам" (подписаны). Изображена церковь с колокольней, звонящий пономарь (подписан), надпись "о последних времен".

Апокалипсис толковый XVII в. РГБ ф. 37, № 408.

Миниатюры схожи композиционно, но есть различия в надписаниях. В рукописи БАН, Плюш. 167 святитель подписан более полно (святый Андрей Кесарийский), чем в рукописи РГБ ф. 37, № 408 (святый Андрей).  В рукописи БАН, Плюш. 167 "правовернии народы" подписаны как "люди", отсутствует надпись "о последних времен", не подписан пономарь, есть надписание "церковь".

Апокалипсис лицевой трехтолковый. XVIII в. БАН, Плюш. 167, л. 99 об.

Третий пример сюжета с передачей Андреем Кесарийским толкования на Апокалипсис содержится в рукописи из собрания Н. К. Никольского (БАН. Ник. 15). Надписания отсутствуют. Книга в руках у святителя закрыта, в отличии от других примеров данного сюжета. Миниатюра опубликована в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века" стр. 447, илл. 115.

Синодик лицевой с Апокалипсисом. БАН, Ник. 15, л.105 об.

Четвертый пример несколько отличается от остальных миниатюр, посвященных этому сюжету. Бросается в глаза группа людей (справа), бросающих книги в огонь. Данная миниатюра так же публиковалась в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века" стр. 485 (илл. 262).

Апокалипсис лицевой трехтолковый и другие статьи. XVIII в. Т. п. 379, л. 1 об.

И ещё один иконографический сюжет изображает Андрея Кесарийского, пишущим своё толкование к Апокалипсису. В первом примере святитель изображен внутри помещения, сидящим за письменным столом на стуле без спинки с подушкой и подставкой для ног. Миниатюра опубликована в книге "Лицевые Апокалипсисы Урала" (Изд. Уральского университета. Екатеринбург 2014 г.) стр.10.

ЛАИ УрФУ. XXVII.22р нач. ХХ в.

 Характерно, что и в XVII и в начале XX века святитель изображен примерно одинаково - в виде седовласого старца с удлиненной бородой и легкими залысинами на лбу. Вторая миниатюра, очень сходная с первой, находится в рукописи из собрания В. Г. Дружинина (БАН). Опубликована в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века", стр. 468 (илл. 195).

Апокалипсис лицевой с толкованиями свт. Андрея Кесарийского. XVII в. Друж. 1010, л. 23 об.

 Третий пример содержится в рукописи XVII в. РГБ ф. 37, № 005, размещенной на сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры в полном объеме.

Апокалипсис толковый. XVII в. РГБ ф. 37, № 005.

 Четвертый пример миниатюры с изображением святителя Андрея Кесарийского за написанием толкования Апокалипсиса, содержится в старообрядческом толковом Апокалипсисе кон. XVII века из собрания Н.С.Тихонравова (фонд 299, №460), размещенном на сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На ней иконография Андрея Кесарийского несколько отличается от предыдущих примеров. Он изображен темноволосым, с редкой бородой и без усов.

 

____ЦБ ИСКОНИЯ____



Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений