Святитель Андрей Кесарийский


 Святитель Андрей Кесарийский (VI-VII вв.) архиепископ Кесарии Каппадокийской - автор первого дошедшего до нас толкования на Апокалипсис. По сути оно является единственным полным толкованием Откровения дошедшим от святых отцев древности. 


Святитель Андрей Кесарийский. Миниатюры рукописей кон. XVII - нач. XVIII вв.

 Если бы во всем христианском мире к Апокалипсису был бы такой же интерес как на Руси или как в средневековой Испании, то свт. Андрей Кесарийский был бы весьма известный и узнаваемый святой. Однако несмотря на то, что его Толкование на Откровение Иоанна Богослова было чуть ли не единственным полным толкованием, несмотря на то, что оно было переведено в X-XI веках на славянский, грузинский и армянский языки, тем не менее найти изображения этого святого весьма трудно. Кстати, на Руси до середины XV века Апокалипсис существовал только в виде толкового Апокалипсиса Андрея Кесарийского. До появления этой статьи при запросе в интернет-поисковиках изображений св. Андрея Кесарийского, результатов не было вообще. Мы попытались собрать здесь изображения свт. Андрея Кесарийского, опубликованные в изданиях, посвященных теме лицевых Апокалипсисов, а так же из оцифрованных рукописей, размещенных в интернете. Большинство из них взято из старообрядческих Апокалипсисов. Популярность Откровения Иоанна Богослова в старообрядческой среде была весьма велика. Благодаря старообрядчеству традиция лицевых Апокалипсисов дожила вплоть до революции. Однако изображения Андрея Кесарийского в Апокалипсисах появляются задолго до раскола, ещё в самом начале формирования традиции иллюстрированных Апокалипсисов на Руси в середине XVI века.

Лицевой Апокалипсис XVI в.РНБ. Q.I.1138

Сформировалось сразу несколько устойчивых иконографических сюжетов, посвященных святителю Андрею Кесарийскому.

 На первых двух миниатюрах, которые мы рассмотрим, мы видим святого в сонме святителей: св. Дионисий Ареопагит, св. Андрей Кесарийский, св. Григорий Богослов, св. Кирилл Александрийский, св. Епифаний Кипрский, св. Иустин Философ, св. Афанасий Александрийский, св. Ириней Лионский, св. Ипполит папа Римский и св. Мефодий Константинопольский. К первому примеру относятся сразу две рукописи, созданные в одно и то же время (кон. XVII - нач. XVIII вв.) и, скорее всего, миниатюры в них выполнял один и тот же человек: РГБ ф. 37, № 408, которая представлена на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в полном объёме и рукопись КП 4478, инв. Р-70-III из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, миниатюры которой издавались в каталоге выставки "Апокалипсис Дивный".

Апокалипсис толковый XVII в. РГБ ф. 37, № 408.
Апокалипсис трехтолковый КП 4478, инв. Р-70-III

 Второй пример размещен в рукописи из собрания Ф. М. Плюшкина (Библиотека Академии Наук). Миниатюра публиковалась в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века", подготовленом В. Г. Подковыровой и изданном в 2016 году (цв. ил. №1).

Апокалипсис лицевой трехтолковый. XVIII в. БАН, Плюш. 167, л. 89 об.

 Следующий сюжет - Андрей Кесарийский передает свое толкование на Апокалипсис "правоверным народам".

 Примеры находятся в тех же рукописях, в которых Андрей Кесарийский изображен вместе с другими святителями (РГБ ф. 37, № 408, КП 4478, инв. Р-70-III и БАН, Плюш. 167). На миниатюрах из рукописей-близнецов Музея имени Андрея Рублева и РГБ, мы видим архиепископа Андрея Кесарийского с книгой в руках, обращающегося к "правоверным народам" (подписаны). Изображена церковь с колокольней, звонящий пономарь (подписан в списке РГБ), надпись "о последних времен".

Апокалипсис толковый XVII в. РГБ ф. 37, № 408.
Апокалипсис трехтолковый КП 4478, инв. Р-70-III

 Миниатюры схожи композиционно, но есть различия в надписаниях. В рукописи БАН, Плюш. 167 святитель подписан более полно (святый Андрей Кесарийский), чем в рукописи РГБ ф. 37, № 408 (святый Андрей).  В рукописи БАН, Плюш. 167 "правовернии народы" подписаны как "люди", отсутствует надпись "о последних времен", не подписан пономарь, есть надписание "церковь".

Апокалипсис лицевой трехтолковый. XVIII в. БАН, Плюш. 167, л. 99 об.

Синодик лицевой с Апокалипсисом. БАН, Ник. 15, л.105 об.

Третий пример сюжета с передачей Андреем Кесарийским толкования на Апокалипсис содержится в рукописи из собрания Н. К. Никольского (БАН. Ник. 15). Надписания отсутствуют. Книга в руках у святителя закрыта, в отличии от других примеров данного сюжета. Миниатюра опубликована в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века" стр. 447, илл. 115.

Четвертый пример несколько отличается от остальных миниатюр, посвященных этому сюжету. Бросается в глаза группа людей (справа), бросающих книги в огонь. Данная миниатюра так же публиковалась в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века" стр. 485 (илл. 262).

Апокалипсис лицевой трехтолковый и другие статьи. XVIII в. Т. п. 379, л. 1 об.

И ещё один иконографический сюжет изображает Андрея Кесарийского, пишущим своё толкование к Апокалипсису. В первом примере святитель изображен внутри помещения, сидящим за письменным столом на стуле без спинки с подушкой и подставкой для ног. Миниатюра опубликована в книге "Лицевые Апокалипсисы Урала" (Изд. Уральского университета. Екатеринбург 2014 г.) стр.10. Характерно, что и в XVII и в начале XX века святитель изображен примерно одинаково - в виде седовласого старца с удлиненной бородой и легкими залысинами на лбу. Вторая миниатюра, очень сходная с первой, находится в рукописи из собрания В. Г. Дружинина (БАН). Опубликована в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века", стр. 468 (илл. 195).

ЛАИ УрФУ. XXVII.22р нач. ХХ в.

Апокалипсис лицевой с толкованиями свт. Андрея Кесарийского. XVII в. Друж. 1010, л. 23 об.

 Еще два примера подобной иконографии содержатся в рукописях XVII в. РГБ ф. 37, № 005, и в старообрядческом толковом Апокалипсисе кон. XVII века из собрания Н.С.Тихонравова (фонд 299, №460). Обе рукописи размещены на сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры в полном объёме. На второй миниатюре иконография Андрея Кесарийского несколько отличается от предыдущих примеров. Он изображен темноволосым, с редкой бородой и без усов.

Апокалипсис толковый. XVII в. РГБ ф. 37, № 005.

Апокалипсис толковый кон. XVII в. из собрания Н.С.Тихонравова (фонд 299, №460)

  Редкое поясное изображение архиепископа Андрея Кесарийского обнаружилось в лицевом Апокалипсисе XIX века из собрания старообрядческой общины Древлеправославной Поморской церкви г. Самары. Рукопись была представлена на выставке «Апокалипсис в русской книжной миниатюре» в Самарском епархиальном церковно-историческом музее.


Лицевой Толковый Апокалипсис XIX в. Старообрядческой община Древлеправославной Поморской церкви г. Самары.


____ЦБ ИСКОНИЯ____



Выставка "Апокалипсис в русской книжной миниатюре".

11 марта 2020 г. в Самарском епархиальном церковно-историческом музее состоялось открытие выставки "Апокалипсис в русской книжной миниатюре". Апокалипсис в русской книжной миниатюре

Выставка "Самарские древности".

17 мая 2018 г. в Самарском областном художественном музее (ул. Куйбышева 92) состоялось открытие выставки "Самарские древности". 


Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений