Евангелисты на фоне исторических событий своего времени.

 В состав лицевого летописного свода XVI века вошло такое житийное произведение как «Слово святого отца Епифания о Житии Святой Богородицы, Матери Господа нашего Иисуса Христа». В нём неоднократно упоминаются Евангелисты и есть миниатюры с их изображением. Особенностью этих миниатюр является фон, на котором они изображены. Это исторический фон уже после Евангельских событий, который более близок к моменту написания Евангелий каждым Евангелистом.

 Вот текст лицевого свода, соответствующий миниатюре с Евангелистом Матфеем: «А после убиения Стефана через 2 года написал Матфей евангелист (Евангелие), в 3-е лето царства Гая, в лето 5541-е, а после Вознесения Господня через 8 лет». Собственно слова «Евангелие» в тексте нет, но то что Евангелист Матфей пишет именно его, можно понять прочитав первые два слова, которые он пишет на листе: «Книга родства». Именно с родословия Господа Иисуса Христа и начинается Евангелие от Матфея. В левом верхнем углу изображен император Гай Юлий Цезарь Август Германик (Калигула), правивший c 18 марта 37 года по 24 января 41 года. Позади него стоит стражник.

св. Евангелист Матфей

 На странице с миниатюрой Евангелиста Марка размещен следующий текст: «В лето 5543-е, во второе лето царства Клавдиева, написал Марк Евангелие, после Вознесения Господня через 10 лет. Ибо вначале царства его после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа минуло 10 лет. После Петра апостола, после оставления им епископства в Антиохии, принял его Еудиос (Еввод), и патриархом стал; и с того (времени) христианами прозвались и назвали себя этим именем, ибо прежде и азарии (назареи), и галилеяне назывались христианами».

 В правой части миниатюры изображен император Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик, правивший с 41-го по 54-й год. Вверху слева, по видимому, изображены христиане Аниохии, упоминаемые в тексте, и которые начали именоваться христианами в этот период времени.

св. Евангелист Марк

 Текст на странице с миниатюрой Евангелиста Луки таков: «В 6-е лето Клавдиева царства написал Лука Евангелие, в лето 5548-е, а после Вознесения Господня через 15 лет. В 18-е лето после Вознесения Господня, в 9-е лето царства Клавдиева в праздник Пятидесятницы иудейские жрецы вновь услышали голос человеческий, глаголющий из внутреннего алтаря, который называется Святая Святых: «Уходим отсюда». Сей же возглас был три краты, и услышали его, вопиющего: «Жертвой будут сии жрецы». Вверху изображен, упоминавшийся уже император Клавдий. Справа внизу изображены иудеи возле Святая Святых.

св. Евангелист Лука

 К миниатюре с Евангелистом Иоанном относится следующий текст: „Матфей же евангелист глаголет, что до пленения Иерусалима никто из апостолов далеко не уходил, а его Евангелие через 30 лет написано повелением Иакова, брата Господня, который был жив после Вознесения Господня. В седьмое лето царства Неронова, в лето 5564-е, написал Иоанн Евангелие, через 30 лет после Вознесения Господня. Сей же Иаков разделил им страны, послал их всех и повелел им, как подобает учить и привлекать к Нему во все лета. Они же, как ученики Христовы, повеленного им послушались. И всякий благой глагол творили присночестные и прехвальные апостолы, да единогласны будут во всех странах, проповедая Христа, истинного Бога нашего.“
 Вверху слева изображен император Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, правивший с 13 октября 54 года по 9 июня 68 года. Справа изображен св. Иаков брат Господень, благословляющий святых апостолов на проповедь по всему миру.

св. Евангелист Иоанн

 Есть еще одно изображение Евангелиста Иоанна, представленное распространенным иконографическим сюжетом, на котором Иоанн Богослов изображается вместе с Прохором, записывающим слова Апостола. 

 Миниатюра относится к следующему тексту: "И божественный Ипполит Римский, о проповедях и кончине апостолов повествующий, сказал: «Иоанн, брат Иакова, проповедовавший Слово в Асии, сослан был в Патмосский островДомитианом, царем Римским. Оттуда обратно в Эфес из изгнания возвращенный Нервой, он написал Евангелие от себя и, откровение здесь увидев, написал Апокалипсис".


Источник изображения на сайте издательства "Актеон".

 В верхнем левом углу изображен Ипполит Римский, на которого ссылается текст. Изображены сцены ссылки Апостола Иоанна Богослова на Патмосс при императоре Домициане (Тит Флавий Домициан, правил в 81-96 гг.) и возвращение Апостола Иоанна из ссылки при императоре Нерве (Марк Кокцей Нерва, правивший в 96-98 гг.).

____ЦБ ИСКОНИЯ____



Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений