Звери дивны: Животные в древнерусской литературе и миниатюре.

 Животные, их повадки и особенности – тема, которая интересовала человечество во все времена. Не были исключением и наши предки. О животных писались литературные произведения, их изображали на фресках, иконах, миниатюрах. Хотелось бы выделить несколько основных источников, из которых наши предки черпали свою информацию об окружающем мире и населяющем его существах, иногда знакомых, а иногда и совершенно неведомых.



Волки. Миниатюра «Сказания о Мамаевом побоище», XVIIвек.

 Самым популярным чтением в христианской Руси было Священное Писание, в котором неоднократно упоминаются различные представители животного и растительного мира. В Евангелии нам встречается «вельблудъ», которому сложно пройти сквозь игольное ушко. Еще больше животных в Ветхом Завете. В Псалтири царя Давида  103 псалом посвящен происхождению мира, там упомянуты олени и зайцы, цапли - еродии и львята – скимны.



Звери, птицы и рыбы. Миниатюра «Киевской псалтири», XIVвек.

 Узнавали из Писания и о загадочном ночном вороне (так называли филина), вымышленном мравольве (помеси муравья и льва), гигантских рыбах и других, не менее удивительных, тварях Божьих. Некоторые животные, не упомянутые в самих текстах, появлялись в результате непонимания. Так, из-за строк «праведник яко финикс процветет» появился образ возрождающемся из пепла феникса, хотя в оригинале речь идет всего лишь о финиковой пальме…

 На иллюстрациях к Священному Писанию появляются и не упомянутые в самом тексте животные, но явно увлекавшие наших предков. Экзотические животные попадают в сцены сотворения мира, истории о Ноевом Ковчеге, повествовании об Иосифе Прекрасном.



Лев – символ евангелиста Марка. Миниатюра «Евангелия Хитрово», XIVвек.

 На Руси не было естественнонаучной литературы в прямом смысле этого слова. Однако мы можем условно отнести несколько произведений к этой категории. В первую очередь это «Физиолог» – книга, описывающая свойства животных, как экзотических, таки хорошо знакомых русскому читателю. Даже вполне реальные существа иногда имеют весьма специфические особенности: орлы возвращают себе молодость, а муравьи обладают следующим свойством: «Егда идут следом вся, и койждо их свое зерньце во устех носит, а яже суть тща, не глаголют имущим: «Дадите и нам от зернец ваших», ни грабят нужею, но, шедше, сами ищют».

 Кроме того, в «Физиологе» представлены свойства не только животных, но и некоторых растений и камней. В конце каждой статьи идет либо нравственная сентенция, либо религиозное толкование. Так, дятел уподобляется дьяволу, а единорог Христу.



Притча о единороге. Миниатюра «Жития Варлаама и Иоасафа», XVIIвек.

 Описания диковинных животных встречаются и в таких популярных произведениях Древней Руси, как «Шестоднев» (толкование на шесть  дней творения) и «Толковая Палея», в которых они логично включены в общее повествование.

 Уже в более позднее время в старообрядческой среде бытовало еще одно любопытное произведение - «Слово о рассечении человеческого естества како сечет в различныя вещи». Как и в Физиологе, концовка каждой статьи сопровождается глубокомысленным выводом. Вот что «Слово…» сообщает о жабе:

«Жабою нарицает словенским языком лягушку, и сия лягушка имать в себе уныльство, сице и человек, аще уныл, неси человек, но лягушка».



Жабы земляная и водная. Миниатюра «Физиолога», XVвек.

 Отдельной популярностью пользовались произведения о заморских странах и их удивительных обитателях. Такой дальней землей в русских источниках, как правило, становится Индия.

 Одно из таких произведений – «Христианская топография Космы Индикоплова». Это переведенный с греческого трактат об устройстве вселенной, богато иллюминированный в русской традиции. Отельная глава посвящена индийской фауне, некоторых животных автор знает только понаслышке, а о некоторых говорит более определенно, например, вепреслона Косма «видех и ядох», то есть не только видел, но и попробовал. 



Слон. Миниатюра «Христианской топографии», XVIвек.

 Еще одна любопытная повесть об Индии – «Сказание об Индийском царстве». Повествование ведется от лица легендарного правителя – попа Иоанна, который сообщает, что у него в стране живут «дивие народы»: псоглавцы, люди – полуптицы и различные звери – слоны, крокодилы, а также «петухи, на которых люди ездят». Речь, по сей видимости, идет о страусах.



Китоврас - кентавр. Миниатюра «Сборников Ефросина», XVвек.

 Еще больше вымышленных народов и удивительных зверей встречается в одной из самых популярных книг Средневековой Руси – «Александрии», повести о жизни и подвигах Александра Македонского. Из произведений непереводной литературы особо выделяются многочисленные Хождения – игумена Даниила в Святую Землю, Афанасия Никитина «за три моря» и другие. Обычно авторы уделяют большее внимание описаниям Святых мест, но время от времени упоминают флору и фауну, неизвестную, но, несомненно, интересную для русского читателя.



Путешествие Александра на грифонах. Миниатюра Лицевого свода, XVIвек.

 Иногда животные и сами выступают в роли действующих персонажей. Примеры говорящих животных встречаются опять же в Священном Писании, с первых строк мы встречаем змея, искушающего наших прародителей, не менее интересна и Валаамова ослица, препирающаяся со своим хозяином. Средневековые околобиблейские истории повествуют нам и о других разумных зверях. В рассказе о грехопадении дьявол пытается соблазнить и других животных, а сын Адама Сиф, путешествуя к вратам рая, встречается с говорящим крокодилом, желающим его съесть.



Сотворение Адама. Миниатюра «Синодика», XVIIIвек.

 Говорящие животные появляются и в притчевой литературе. Один из любопытных примеров такого рода произведений - «Стефанит и Ихнилат». Эта книга басен, пришедшая из Индии через византийское посредство, рассказывает о похождении двух шакалов (на Руси эти животные не были известны, поэтому в  повести они просто некие «звери»). Эти два хороших приятеля рассказывают друг другу различные истории о животных – о наивном верблюде, об обезьяне, подражающей дровосеку  и другие, не менее увлекательные.


Притча о верблюде. Миниатюра «Сийского Евангелия», XVIIвека.

 Уже на закате Средневековья на Руси появляются и басни Эзопа. Вот, например, древнерусский вариант истории о коте, обезьяне (обезьян на Руси звали пифики) и каштанах: «Некогда пифик виде при огни каштаны лежащия, зело я возжеле ясти, — взем кота за лапу и тою оныя каштаны лежащия из огня взимаше. Кот же аще и зело вопияше, яко лапу его сожже (не бяше бо железная), глаголаше: «Чесо ради мучительство такое ему творит?» Но обезяна, ругающися коту, рече: «Что вопиеши? — аз бо не слышу».



Аспид, алектор (петух) и араната коза (орангутанг). Миниатюра «Букваря Кариона Истомина», XVIIвек.

 Помимо иллюстраций к упомянутым библейским сюжетам и миниатюр к рассмотренным книгам, животные появляются на страницах манускриптов и без связи с повествованием - в качестве орнаментальных украшений. Древнейший стиль, бытовавший на Руси – старовизантийский, изобилует изображениями различных зверей и птиц, они восседают на заставках и образуют буквицы, иногда просто помещаются на поля для развлечения читателя. Первый собственно русский стиль – тератологический – был полностью основан на переплетении различных чудовищ, птиц и антропоморфных фигур в полноценный орнамент.



Дельфин. Инициал «Евангелия Хитрово», XIVвек.

 Животный мир постоянно интересовал наших предков, им посвящали и специальные произведения, и изображали во всевозможных жанрах искусства. Представления о них были совершенно фантастическими, а изображения иногда наивны и неумелы, но все они являются несомненными сокровищами культурного наследия Древней Руси.



Инициал «Н». Тератологический стиль. «Фроловская Псалтирь», XIVвек.

Автор: Н.В.Буцких, культуролог,

преподаватель Академии Теологии (Санкт-Петербург).

butski91@gmail.com

____ЦБ ИСКОНИЯ____



Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений