3. Каин и его потомки.
“Бытие”, лист 12
Источник изображения на сайте издательства "Актеон".
Речь в этой двойной миниатюре идет о семействе Каина. После своего злодеяния он удалился от лица Божия в землю Нод, где поселился и построил город, назвав Енох, в честь своего первенца.
Потомки Еноха стали первыми пастухами, музыкантами и кузнецами на Земле. На верхней миниатюре, где сидит Ламех со своими женами на фоне проема здания, интересно, что цвет проема красный в отличие от черных проемов нижней миниатюры. Видимо, художник хотел этим подчеркнуть проклятие Каина и его потомков. Нижняя миниатюра изображает своеобразный терем, где слева и справа роженицы на ложах, Ада и Цилла, жены Ламеха с детьми. В центре сверху Иувал сын Ады, играющий на гуслях. За ним, справа, в горках, старший брат Иавал -отец всех пастухов-кочевников. В центре, снизу, кузня, где сын Циллы Тувалкаин с помощником выковывает изделие. Это первое изображение кузни в ЛЛС. Можно разглядеть кузнечные меха, молот, щипцы и наковальню. Скорее всего, это достаточно точное изображение кузнечного дела XVI века.
Перед нами пример двойной миниатюры (одна над другой), где текст аккуратно вписан между изображениями. Этот прием называется обтекание. Текст как бы “обтекает” изображение и становится активным графическим элементом общей картины. Важно понимать, как работал художник и писец. В Царственной книге есть ряд листов, где существует только текст, а место для миниатюры оставлено (Ц.-674, 674об, 675, 675об, 676, 766об, 679об). Это наглядно демонстрирует тот факт, что вначале был написан отрывок текста, и только потом миниатюра заполняла чистое пространство листа. Но с обтеканием дело обстоит иначе: вначале задумывалось место и сюжет миниатюры, далее ее намечали хотя бы в виде легкого карандашного рисунка и только потом писец мог начать свое дело, “обтекая” буквами текста замысловатый рисунок художника. Не исключено, что всю работу делал один человек, решая, где и как расположить тесты и иллюстрации к ним. Примеров обтекания в Музейском сборнике достаточно (М.12, 21, 50, 52, 55, 58 об, 62 об, 64, 66 об, 67 об, 72, 233,а также в Ж.св.Н. 248). Еще есть примеры “заползания” букв текста на изображения миниатюр (М. 69об, 82, 111 об нижняя, 120 об, 147, 147 об нижняя, 150 нижняя, 152). Что же о почерках самих писцов, то специалисты отмечают особый каллиграфический характер первых 17 листов Музейского сборника: начертание литер, украшения в виде точек и насечек, сложные лигатуры. С 18-го листа почерк становится более “деловым”: проще, крупнее и с легким наклоном вправо. В целом над сборником работало не менее шести писцов.
© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграма