4. Суд Божий.

Загрузка ...

“Бытие”, лист 16 об. 


 Композиция миниатюры предельно проста и выразительна. Сверху - Мир Небес, прямо противопоставленный миру земному, который находится внизу. Для большего усиления образа, Изображение Ветхозаветного Бога Саваофа художник заменяет Новозаветной Троицей. В центре мы видим престол, слева от которого Бог Сын, справа – Бог-Отец, а сверху Бог Дух Святой. Жемчужно-серый цвет мандорлы указывает на недовольство Небес. “Допотопное” человечество рядами стоит между горок, а снизу – различные животные: лошади, верблюды, овцы, гады земные, слон. Перед нами первый духовный конфликт Бога с человечеством, который начался с того, что сыны Божии (падшие ангелы), стали соблазнять земных женщин. Это привело к рождению гигантов-полубогов, демонических существ. Суть человеческой природы стала извращаться. Духовно деградируя, люди опустились до уровня “скотов и гадов”. Мир наполнился до краев злом и стал противен Господу. В воздухе чувствуется приближение катастрофы. Однако, если не знать смысла, то картина, написанная в светлых и радостных тонах вызывает другие чувства. Здесь мы сталкиваемся с одним из принципов русского сакрального стиля – Благодати. Ужас происходящего никогда не выходит у мастеров ЛЛС на первый план, нас не соблазняют и не пугают изображением, а только смиренно намекают. Мир у иконописцев всегда гармоничен и прекрасен. Он Божественен – сотворен Богом. Красота Мира - категория вечности , а все остальное: кровь, страдания, голод и войны - суть проходящие явления. Композиция миниатюры симметрична, полна напряженной статики, в центре стоит юноша в ярко-красных одеждах, цвет которых напоминает зрителю об адском огне. Мир находится у последней черты, скоро все изменится…

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".