41. Военные трофеи.

Загрузка ...

Из книги “Числа”, лист 373 

 После победы над мадианитянами Моисей вместе с первосвященником Елеазаром, третьим сыном Аарона, делит среди Израиля добычу. “И было добычи, оставшейся от захваченного, что захватили бывшие на войне: мелкого скота шестьсот семьдесят пять тысяч, крупного скота семьдесят две тысячи, ослов шестьдесят одна тысяча, людей, женщин, которые не знали мужеского ложа, всех душ тридцать две тысячи.” (Числа.31,32-35) Справа, в верхнем углу, изображен Господь, благословляющий эту сцену – об этом свидетельствует синий цвет мандорлы вокруг Творца. Среди горок, чуть справа, Моисей с Елеазаром обсуждают как следует справедливо разделить военные трофеи. Вокруг них стоят вожди израильских племен, за которыми выстроились ряды воинов в остроконечных шлемах. Ниже изображены пленные мадианитяне, еще ниже – трофейный скот. Если присмотреться внимательно, то станет заметно, что фигуры пленников меньше по размеру своих победителей – это типичный пример “духовной перспективы”, когда более значимое и важное изображается крупнее. Автор миниатюры хотел, по всей видимости, подчеркнуть духовное превосходство Израиля над поверженным Мадиамом. Интересно, что в тексте Библии говорится: “А жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен…” (Числа: 31, 9), однако на миниатюре в группе пленных изображены лишь  мужчины и, слева, несколько детей. Женщин нет. С чем связана такая вольная трактовка библейского текстов, неясно. Разглядывая домашних животных. Мы легко узнаем овец, покрытых густой шерстью, коров с длинными загнутыми рогами, а также парочку ослов, выглядывающих из-за них. 
Миниатюра четко отображает иерархию мира: выше всех Бог, далее Израиль, еще ниже враги и их дети, а на самой последней ступеньке – животные, среди, которых более крупные наверху, а более мелкие внизу.

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".