48. В стане Израиля.

Загрузка ...

Из книги “Иисус Навин”, лист 472 об. 

 Главное, что привлекает внимание на этой миниатюре — цвет. В Лицевом своде цвет имеет символическое значение. Синий — цвет святости, красный — власти, зеленый — земной цвет. Золотой символизирует божественную благодать, белый — чистоту, а черный — цвет смерти и траура. Однако не всегда цвет несет символическую нагрузку; кроме того, существуют бесчисленные оттенки. 
Сюжет довольно прост. Иисус Навин выслушивает рассказ своих воинов о том, что цари аморрейские скрываются в пещере Македа. Сам Иисус сидит в синем одеянии и красном плаще (левая часть миниатюры), что соответствует “цветовым канонам” ЛЛС. Но воины “раскрашены” произвольно: синие, серые и даже розовые шлемы, плащи всех оттенков и цветов. Доспехи воинов расцвечены оттенками желтого цвета. 
Своеобразной рифмой к “разноцветью” воинов становятся стены города Галгала на втором плане. Стены и башни окрашены преимущественно в жемчужно-серый цвет, на этом фоне мерцают и переливаются розовые здания с зелеными крышами. Ровным зеленым ковром расстилается земля. 
Можно сделать вывод, что мастера Свода использовали семантику цвета не всегда. В некоторых случаях они как бы “забывали” о значении того или иного цвета и отдавались своему живописному чутью. Это добавляет миниатюрам легкости и эмоциональности. Можно сравнить, например, цветовую гамму Музейского сборника, расписанного в XVI в., с росписью миниатюр Синодального тома (XVII в.). Сразу заметно, что роспись XVII в. имеет гораздо менее регламентированную цветовую символику — цветом не пишут, а просто раскрашивают изображения. Данная миниатюра — пример живописного языка художников XVI века. 

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".