67. Гнев левита.
Из книги “Судей Израилевых”, 579 об.
Вероятно, эта миниатюра представляет собой иллюстрацию всей эпохи Судей, времени смуты и упадка Израиля. Евреи ведут бесконечные войны и стычки, как между собой, так и с врагами. Постоянно попадают под влияние язычников и начинают поклоняться чужим богам. Происходит духовный упадок и разложение. Прошли времена Моисея и Иисуса Навина, закончились славные победы во имя Господа Бога. “В те дни, когда не было царя у Израиля, жил один левит на склоне горы Ефремовой. Он взял себе наложницу из Вифлеема Иудейского. ” (Кн. Судей.19,1) Дальнейшая история приводит к драматической развязке: как-то пришлось левиту со своей наложницей заночевать в доме у старика-ефремлянина в городе Гива, где проживали люди из колена Вениамина. Прознав о женщине левита, они пришли к дому старика с желанием надругаться. Все это очень напоминает историю Лота и его дочерьми в Содоме. Наложница была изнасилована толпой озверевших мужчин и к утру скончалась. Левит нашел ее у дверей дома. Тогда он положил ее тело на своего осла и отвез домой, взял острый нож и разрезал ее тело на двенадцать частей, которые разослал по всем пределам Израилевым. “Всякий, видевший это, говорил: не бывало и не видано было подобного сему от дня исшествия сынов Израилевых из земли Египетской до сего дня” (Книга Судей: 19, 30).
Слева на миниатюре художник изобразил левита с ослом, везущим тело наложницы. Поскольку осел мало распространен на Руси (в отличие от Ближнего Востока и Средней Азии), художники, вероятно, никогда его не видели и потому изобразили его как молодую лошадь. В правой части картины левит расчленяет тело, причем происходит это на фоне двух черных проемов разной формы, округлой и прямоугольной – такое сочетание редко встречается в Своде. Сверху, на заднем плане, показано, как израильтяне разносят чаши с частями. Еще выше, в полукругах нарисованы города станов Израилевых. Несмотря, что смысл происходящего ужасен, зритель не испытывает сильного эмоционального напряжения. Художники того времени все происходящее, каким бы катастрофичным оно не было, изображают в светлых, пасторальных тонах. Ведь Божественная благодать никогда не оставляет земной мир, а потому он прекрасен и совершенен.
Источник изображения на сайте издательства "Актеон".
© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тикток