77. Троя.

Загрузка ...

Из книги “История разрушения Великой Трои”, лист 620 

Эта миниатюра уникальна по своему содержанию. На ней подробно представлено внутреннее устройство средневекового города, окруженного стенами и башнями. Голубая лента реки (согласно текстовому описанию, это река Ксантус) разделяет город на две части. Нижняя “заселена” богатой знатью, каждый представитель которой обитает в собственном дворце. В верхней части мы видим изображение ремесленного посада, где каждый занят своим делом: здесь смолят лодку, обтесывают ствол дерева, льют колокол, пишут икону, шьют одежду. Кузнец, учитель, кожевенник — всех их можно разглядеть на этой миниатюре. 
Конечно, художники представили здесь не античную Трою, а хорошо известный им русский город XVI века. Но незаметные на первый взгляд детали заставляют зрителя поверить в реальность художественного вымысла. В этом удивительном городе нет церквей и крестов. Архитектура стен, башен, строений очень условна и внеисторична. Все это позволяет нам говорить об уникальном художественном приеме мастеров Свода: они не пытаются подражать подлинной исторической реальности, а создают свой художественный мир, в котором причудливо переплетаются изображения известных им предметов быта, фантастические образы и заимствования из “заморских” (в частности, немецких и голландских) книг. 

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".