Святитель Андрей Кесарийский
Святитель Андрей Кесарийский (VI-VII вв.) архиепископ Кесарии Каппадокийской - автор первого дошедшего до нас толкования на Апокалипсис. По сути оно является единственным полным толкованием Откровения дошедшим от святых отцев древности.
Если бы во всем христианском мире к Апокалипсису был бы такой же интерес как на Руси или как в средневековой Испании, то свт. Андрей Кесарийский был бы весьма известный и узнаваемый святой. Однако несмотря на то, что его Толкование на Откровение Иоанна Богослова было чуть ли не единственным полным толкованием, несмотря на то, что оно было переведено в X-XI веках на славянский, грузинский и армянский языки, тем не менее найти изображения этого святого весьма трудно. Кстати, на Руси до середины XV века Апокалипсис существовал только в виде толкового Апокалипсиса Андрея Кесарийского. До появления этой статьи при запросе в интернет-поисковиках изображений св. Андрея Кесарийского, результатов не было вообще. Мы попытались собрать здесь изображения свт. Андрея Кесарийского, опубликованные в изданиях, посвященных теме лицевых Апокалипсисов, а так же из оцифрованных рукописей, размещенных в интернете. Большинство из них взято из старообрядческих Апокалипсисов. Популярность Откровения Иоанна Богослова в старообрядческой среде была весьма велика. Благодаря старообрядчеству традиция лицевых Апокалипсисов дожила вплоть до революции. Однако изображения Андрея Кесарийского в Апокалипсисах появляются задолго до раскола, ещё в самом начале формирования традиции иллюстрированных Апокалипсисов на Руси в середине XVI века.
Сформировалось сразу несколько устойчивых иконографических сюжетов, посвященных святителю Андрею Кесарийскому.
На первых двух миниатюрах, которые мы рассмотрим, мы видим святого в сонме святителей: св. Дионисий Ареопагит, св. Андрей Кесарийский, св. Григорий Богослов, св. Кирилл Александрийский, св. Епифаний Кипрский, св. Иустин Философ, св. Афанасий Александрийский, св. Ириней Лионский, св. Ипполит папа Римский и св. Мефодий Константинопольский. К первому примеру относятся сразу две рукописи, созданные в одно и то же время (кон. XVII - нач. XVIII вв.) и, скорее всего, миниатюры в них выполнял один и тот же человек: РГБ ф. 37, № 408, которая представлена на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в полном объёме и рукопись КП 4478, инв. Р-70-III из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, миниатюры которой издавались в каталоге выставки "Апокалипсис Дивный".
Апокалипсис толковый XVII в. РГБ ф. 37, № 408. | Апокалипсис трехтолковый КП 4478, инв. Р-70-III |
Второй пример размещен в рукописи из собрания Ф. М. Плюшкина (Библиотека Академии Наук). Миниатюра публиковалась в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века", подготовленом В. Г. Подковыровой и изданном в 2016 году (цв. ил. №1).
Следующий сюжет - Андрей Кесарийский передает свое толкование на Апокалипсис "правоверным народам".
Примеры находятся в тех же рукописях, в которых Андрей Кесарийский изображен вместе с другими святителями (РГБ ф. 37, № 408, КП 4478, инв. Р-70-III и БАН, Плюш. 167). На миниатюрах из рукописей-близнецов Музея имени Андрея Рублева и РГБ, мы видим архиепископа Андрея Кесарийского с книгой в руках, обращающегося к "правоверным народам" (подписаны). Изображена церковь с колокольней, звонящий пономарь (подписан в списке РГБ), надпись "о последних времен".
Апокалипсис толковый XVII в. РГБ ф. 37, № 408. | Апокалипсис трехтолковый КП 4478, инв. Р-70-III |
Миниатюры схожи композиционно, но есть различия в надписаниях. В рукописи БАН, Плюш. 167 святитель подписан более полно (святый Андрей Кесарийский), чем в рукописи РГБ ф. 37, № 408 (святый Андрей). В рукописи БАН, Плюш. 167 "правовернии народы" подписаны как "люди", отсутствует надпись "о последних времен", не подписан пономарь, есть надписание "церковь".
Синодик лицевой с Апокалипсисом. БАН, Ник. 15, л.105 об. |
Третий пример сюжета с передачей Андреем Кесарийским толкования на Апокалипсис содержится в рукописи из собрания Н. К. Никольского (БАН. Ник. 15). Надписания отсутствуют. Книга в руках у святителя закрыта, в отличии от других примеров данного сюжета. Миниатюра опубликована в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века" стр. 447, илл. 115.
Четвертый пример несколько отличается от остальных миниатюр, посвященных этому сюжету. Бросается в глаза группа людей (справа), бросающих книги в огонь. Данная миниатюра так же публиковалась в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века" стр. 485 (илл. 262).
Апокалипсис лицевой трехтолковый и другие статьи. XVIII в. Т. п. 379, л. 1 об. |
И ещё один иконографический сюжет изображает Андрея Кесарийского, пишущим своё толкование к Апокалипсису. В первом примере святитель изображен внутри помещения, сидящим за письменным столом на стуле без спинки с подушкой и подставкой для ног. Миниатюра опубликована в книге "Лицевые Апокалипсисы Урала" (Изд. Уральского университета. Екатеринбург 2014 г.) стр.10. Характерно, что и в XVII и в начале XX века святитель изображен примерно одинаково - в виде седовласого старца с удлиненной бородой и легкими залысинами на лбу. Вторая миниатюра, очень сходная с первой, находится в рукописи из собрания В. Г. Дружинина (БАН). Опубликована в каталоге "Лицевые Апокалипсисы второй половины XVII - начала XX века", стр. 468 (илл. 195).
Еще два примера подобной иконографии содержатся в рукописях XVII в. РГБ ф. 37, № 005, и в старообрядческом толковом Апокалипсисе кон. XVII века из собрания Н.С.Тихонравова (фонд 299, №460). Обе рукописи размещены на сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры в полном объёме. На второй миниатюре иконография Андрея Кесарийского несколько отличается от предыдущих примеров. Он изображен темноволосым, с редкой бородой и без усов.
Апокалипсис толковый. XVII в. РГБ ф. 37, № 005. | Апокалипсис толковый кон. XVII в. из собрания Н.С.Тихонравова (фонд 299, №460) |
Редкое поясное изображение архиепископа Андрея Кесарийского обнаружилось в лицевом Апокалипсисе XIX века из собрания старообрядческой общины Древлеправославной Поморской церкви г. Самары. Рукопись была представлена на выставке «Апокалипсис в русской книжной миниатюре» в Самарском епархиальном церковно-историческом музее.
Лицевой Толковый Апокалипсис XIX в. Старообрядческой община Древлеправославной Поморской церкви г. Самары. |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка instagram