Факсимильное издание Изборника Святослава 1073 года.
Предлагаем вам краткое знакомство с факсимильным изданием одной из самых древних датированных славянских рукописей.
Издание выполнено весьма презентабельно. Раскладной футляр с тиснением одной из миниатюр Изборника. Внушительный размер (27см х 37см). Размер обусловлен размером оригинала рукописи (прим. 25см х 34см) и поскольку данное издание является научным факсимильным, то соответственно страницы рукописи воспроизведены в натуральную величину, плюс небольшие поля. Вес около 7 кг.
Внутри 2 книги: сборник статей научного аппарата и, собственно, само факсимиле Изборника. Издан этот шедевр книжного искусства в 1983 году (Москва, изд-во "Книга"). 534 страницы факсимиле и 80 страниц в сопроводительном томе. Тираж 3000 экз.
Научный аппарат включает в себя следующие статьи:
Изборник Святослава 1073 года – памятник древнерусской культуры (И.В.Левочкин) на русском, английском и немецком языках;
Древние книги и писатели в Изборнике Святослава 1073 года (Л.В.Жуковская);
Подстрочный перевод названий глав и пагинация Изборника Святослава 1073 года (Л.В.Жуковская, Л.М.Костюхина, Э.В.Шульгина);
Описание рукописи Изборника Святослава 1073 года (Л.М.Костюхина, Э.В.Шульгина);
Художественное оформление Изборника Святослава 1073 года (В.Д.Лихачева);
Выборочный библиографический список литературы об Изборнике Святослава 1073 года (Бегунов Ю.К.)
Чрезвычайно полезны таблицы с подстрочным переводом названий глав. Изборник содержит около 200 статей из весьма широкого спектра церковной литературы, поэтому просто нуждается в оглавлении, которое в самой рукописи не составлено (см. ниже в дополнении к статье).
Электронная копия Изборника 1073 года в интернете представлена в двух вариантах: в виде оцифрованного издания фототипической копии 1880 года, изданной Обществом Любителей Древней Письменности, размещенной на сайте РГБ и цифровой копией рукописи, размещенной на сайте Государственного Исторического Музея, в котором и хранится оригинал рукописи (Син. 1043).
Немного о ценах: цены на факсимильное издание в интернете около 10 тыс. руб. Появление полной цифровой копии в формате pdf на сайте ГИМ, немного повлияло на цены в сторону удешевления. До её появления цена 10 тыс. была редкостью и доходила до 25 тыс.
Изборник Святослава начинается с разворота, на котором изображено семейство князя Святослава Ярославича предстоящее Христу.
На следующем развороте в декоративной рамке Похвала Святославу и полностраничная миниатюра Собора святых отцов. На третьем развороте мы снова видим Собор святых отцов и начало самого текста. Он начинается с декоративной заставки с общим заглавием книги: «Сборник из многих отцов.Толкования о непонятных словах в Евангелии и Апостоле, и иных книгах, вкратце изложенные на память и на готовый ответ.» И здесь же название первой главы Изборника: «Святого Василия. Из того которое «на Евномия»: «О Святом Духе». Господи, благослови, отче!». Далее идет сам текст в два столбца.
Следующие развороты с миниатюрами мы встречаем примерно в середине книги. Здесь опять Собор святых отцов и орнаментальная заставка с названием главы: «Феодоритово. Из «Неразумных». Господи, благослови, отче!».
Ближе к концу мы видим интересный разворот с изображением 12 знаков Зодиака. Они относятся к главам:
Иоанна Дамаскина «О македонских месяцах». Из церковного предания. Месяцы по римлянам. О разных месяцах. Месяцы по иудеям. Месяцы по македоном. Месяцы по эллинам. Месяцы по египтянам.
Заканчивается Изборник еще одной Похвалой Святославу и кратким летописцем патриарха Никифора. Похвала Святославу выделена небольшими изображениями птиц и непонятного зверька. Именно перед этой похвалой размещена запись с датировкой рукописи и именем переписчика: «В лето 6581 (1073) написа Иоанн диак изборьник сь великууму князю Святославу».
Оглавление Изборника Святослава 1073 г.
Сборник из многих отцов.
Толкования о непонятных словах в Евангелии и Апостоле, и иных книгах, вкратце изложенные на память и на готовый ответ.
Святого Василия. Из того, которое «На Евномия»: «О святом духе». Господи, благослови, отче!
Святого Кирила Александрийского.
Из того, которое «К Иеремии»: «О Святой Троице».
Исид[ора].
Иустина Философа. О том, которое «О правой вере».
Из того «Как вселилось Слово и во что».
Разве есть вселение?
Как малое тело [мельчайшее] может непознано быть взял Господь], ибо Бог везде есть [вездесущ]?
Нисского. Из «Оглашеника».
Златоустого, которое «К коринфиом».
Михаила Синкела Иерусалимского.
«Написание о правой вере».
О святых и всемирных [вселенских] шести соборах. От Христоса даже и до первого собора 318 лет было. 2-й.
От первого до второго лет 56. 3-й.
От третьего до четвертого лет 30. 4-й,
От четвертого до пятого лет 102. 5-й.
От пятого до шестого лет 129. 6-й.
Анастасиевы ответы на заданные ему ответы (ошибочно: вместо вопросы) неких правоверных. В различных главах [произведениях, книгах].
Вопрос: «Что есть знамение [свидетельство] совершенного христианина?» Ответ.
Из «Второзакония».
Давитово.
Исаиево.
Соломон[ово],
Сирахово.
Из апостольских заповедей.
Нисского. Из того, которое есть «Отче наш».
Его же, которое «К Олимпию Поспешнику».
Кирила Иерусалимского. Из «Оглашений».
Златоустого. Из толкования, которое «От Матфея».
Его же, которое «О посте».
Его же, которое «От Матфея».
Его же, которое «От Иоанна».
Из апостольских заповедей.
Святого Василия. Из «Трудовных».
Иоанна Лествичного.
Марка Чернеца.
Максима Чернеца. Из «Подвижных».
Вопpoc: Кто истинные поклонники, которые в душе и в истине [действительно] поклоняются Богу? Ответ.
Святого Василия, которое «О Исайе».
Диадохово. Из «Поспешных».
Исидорово. Из «Поспешных» глава.
Святого Кирила. Из того, которое «На Иулиана».
Златоустого. Из «Восходящих».
Его же. Из того, которое «О ханаяныне».
Нила Чернеца.
Из того, которое «К Агафию Чернецу».
Никифора, архиепископа Константиноградского.
Из того, которое «На иконоборцев».
Вопрос. Если кто согрешивший покается и снова впа[дет] в грехи, уничтожит ли это покаяние и подвиги [страдания] эти?
Особенно, если в грехе умрет [не покаявшись]? Ответ.
Исаиево.
Соломон[ово].
Сирахово.
Евангелийское.
Петра апостола.
Кирила Иерусалимского. Из «Учений».
Святого Василия. Из того, которое «На пьяниц».
Златоустого. Из того, которое «От Иоанна».
Его же. Из того, которое «К евреям».
Максимово. Из «Трудовных» глава.
Нила Чернеца. Из того, которое «К Евкарпию».
Вопрос. Если кто отстранится от греха, достаточно ли это ему для покаяния или нет?
Васильево. Из того, которое «Слушай себя».
Златоустого, которое «От Матфея».
Богословца. Из того, которое «В новую неделю».
И за этим немного [Малыи - ?].
Максимово. Из «Главизн».
Вопрос. Если будет кто стар или немощен и занеможет и не может чернецом быть или чернеческих [монашеских обязанностей] исполнять, то как он может покаяться и спастись? Ответ.
Михеино.
Захариино.
Исаиино.
Сирахово.
Из Евангелия.
Максимово. Из «Главизн».
Исидорово.
Златоустого. Из того, которое «О притче смоковничной».
Его же. «О шестом псалме».
Вопрос. Хорошо ли, действительно, исповедовать грехи наши духовным мужам [духовникам]. Ответ.
Из «Числ».
Иовово.
Соломон[ово].
Святого Василия. Из «Трудовных».
Дионисия Ареопагита.
Из того, которое «О усопших праведно».
Последнее. Исидорово.
Максимово, которое из «Неведомых».
Теологово.
Последнее. Из того, которое «От Иоанна».
Его же. О том, которое «К коринфиом».
Его же. Из того, которое «О пятидесятом псалме».
Его же. Из того, которое «К ефесиом».
Его же, которое «От Иоанна».
Его же, которое «О степенных».
Иа апостольских заповедей.
Кирилово. Из того, которое «Душа всякой плоти».
Максимво. Иа «Главизн».
Из «Лествицы».
Вопрос. Хорошо ли в самом деле «рнчащаться часто? Или редко? Ответ.
Златоустово. Иа того, которое «К ефесином".
Его же. Из того, которое "К евреям».
Святого Василия. Из послания, которое «К кесарю Патрикию».
Вопрос. От скольких видов [причин] блуд и [дурные] сновидения у людей бывают? Ответ.
Исаиино.
Иеремиино.
Святого Василия. Из «Первого псалма».
Исидора Пилусийского. Из «Посланий».
Феодорово. Из «Врачевных».
Максимово. Из «Главизн».
Лествичное.
Святого Василия. Из «Вопросов».
Златоустого. Из «Шестого псалма».
Иосифово. Из «Макавеев».
Максимово. Из того, которое «К Пиру».
Скольких видов попущения Божьи?
Либо скорбями, либо грехами?
Как распознаем указания, какое от Бога или какое от дьявола искушение?
Из «Исхода».
Из «Второзакония».
Из «Судий».
Даивытово [Давидово].
Соломон[ово].
Иудифино.
Сирахово.
Осиино.
Михеино.
Наумово.
Исаиино.
Иеремиино.
Евангелийское.
Иакова апостола.
Петра апостола.
Павла апостола.
Святого Василия. «В начало притч».
Его же. Из пространных «Поспеяний».
Максимово. Из «Главизн».
Иоанна Чернеца. Из «Лествицы».
Златоустого, которое «К коринфиом».
Его же. Из «Шестого псалма».
Его же. Из «Степенных».
Его же. Из «Стагириева».
Афанасиево. Из «Вопросов».
Максимово. Из «Главизн».
Диадохово. Из «Поспешных».
Евсевия Памфила. Из того, которое «К Марину».
Святого Василия. Из «Поспешных».
Вопрос. Как же видим иных верующих, плотские грехи творящих, тоже от Бога благодаримых и от бед спасаемых? Ответ.
Златоустого. Из того, которое «К коринфиом».
Его же, которое «От Матфея».
Его же, которое из «Деяний».
Бог сказал через пророка Аггея: «Мое злато и серебро: кому захочу—дам его». Разве каждый человек, обогатевший, от Бога богатеет? Ответ.
Иовово.
Соломон[ово].
Сирахово.
Давитово [Давидово].
Исаиино.
Нисского. Из того. которое «Отче наш».
Святого Василия. Из того. которое «О богатых».
Нила Чернеца. Из того, которое «К Агафию».
Златоустого. Из того, которое «К коринфиом».
Богословца. Из того. которое «О равнятеле».
Святого Василия. Из «Шестеденьного» [из «Шестоднева»].
Златоустого, которое «От Иоанна».
Его же, которое «О воскресении».
Его же. Из того, которое «К коринфиом».
Паладия. Из «Жития Златоустого».
Вопрос. Что есть маммонна неправедный? Ответ.
Соломон[ово].
Сирахово.
Малахиино.
Иезекилево.
Из апостольских заповедей.
Богословца. Из того, которое «На Иулиана».
Святого Василия. Из пространных «Поспешных».
Его же. Из «Слова», которое «От Луки Евангелие».
Его же. Из того, которое «О богатом».
Златоустого. Из того, которое «К р[и]млянам».
Его же. Из того, которое «К ефесиом».
Его же, которое «От Иоанна».
Его же. «От Матфея».
Исидорово послание «К Евсевию епископу».
И должен [его] приносить кто Богу? Ответ.
Из того, которое «От Матфея».
Апостолово.
Вопрос: Куда есть благо приносить имущество: в церковь или нищим?
Ответ.
Златоустого. Из того, которое «От Матфея».
Его же. Из того, которое «О Иродиаде».
Его же. Из того, которое «К филиписиом».
Васильево. Из пространных «Поспешеств».
Климента Стрматского.
Феодорита. Из «Недоведомых».
Из апостольских заповедей.
Вопрос. Если кто, жену имеющий, и детей, и богатство, и о житейских делах заботящийся, [то] как он может угодить Богу и сохранить заповеди? Ответ.
Святого Василия. Из «Поспешных».
Иоанна. Из «Лествицы».
Из апостольских заповедей.
Вопрос. Когда апостол сказал, что власти мирские от Бога установлены, разве всякий владыка и царь, или епископ от Бога поставляется? Ответ.
[?]сиино.
Исаино.
Иеремиино.
Из «Царства четвертого».
Исидорово. Из «Послания».
Из апостольских заповедей.
Олимпиодорово. Из «Иова».
Нисского. «Об умирающих прежде времени».
Златоустого.
Феодоритово. Из того, которое «О промысле».
Его же. Из «Целебных».
Вопрос. Разве все зло, сколько творят нам народы, по повелению Божию творят? Ответ.
Из «Исхода».
Из «Левитика».
Иовово.
Соломон[ово].
Сирахово.
Иезекилево.
Осиино.
Святого Василия. Из того, что "Не является причиной зла Бог".
Его же. Из пространных «Поспешеств».
Теологово. Из того, которое «О граде».
Златоустого. Из того, которое «От Матфея».
Его же. Из того, которое «О степенных».
Исидорово. Из «Посланий».
Феодоритово. Из того, которое «От пророков».
Вопрос. Все ли удушающиеся, или утопающие, или засыпаемые, по Божьему гневу и по повелению страдают? Или от действия лукавого. Ответ.
Немесия, епископа Эмесского.
Из того, которое «О промысле».
Святого Василия. Из того, что «Не есть Бог причина зла».
Златоустого. Из того, которое «О трусе» [о землетрясении].
Его. Из того, которое «К Стагирию».
Его же. Из того, которое «К Тимофею».
Его же. Из того, которое «От Иоанна».
Теологово. Из того, которое «О нищелюбии».
Василиево. Из «Поспешных».
Максимово. Из «Главизн».
Вопрос. Что есть удача, и хорошо ли христианину исповедовать Удачу? [поклоняться Удаче]. Ответ.
Нисского. «О случае» [или «О судьбе»].
Теологово. Из того, которое «О любонищии» [о нищелюбии].
Вопрос. От какой силы ложной верующие и творящие прорицают многократно и чудеса творят? Ответ.
Феодоритово. Из «Неразумных».
Курилово. Из того, которое «О духовной службе».
Григория Богословца. «Слово».
Его же.
Его же.
Григория Богословца. «Слово».
Феодоритово. Из «Неразумных». Господи, благослови, отче!
Кирилово. Из того, которое «О духовной службе».
Златоустого. Из того, которое из 45 Псалма.
Вопрос. Почему не предвидят люди дней смерти своей и чувствуют ли себя, что умира[ют]...
Немесия, епископа Эмесского. Из того, которое «О естестве человеческом».
Как понимать: «Увидев сыновья божьи дочерей человеческих»?
Если столько Бог сотворил, все [ли] есть доброе весьма?
Святого Василия. Из «Канонов».
Зачем жертву принести повелел Бог Аврааму телкою трех лет и козою трехлетнею?
Чего ради обрезаться ему повелел?
Святого Епифана. Из «Понария».
От Анкурота.
Как понимать, что «Я ожесточу сердце фараону»?
Златоустого. Из того. которое «К Стагарию».
Чего ради клянет Иов день свой (жизнь свою)? Кирила Александрийского. Из того, которое «О Иеве, о времени кары Иововой».
Как стал дьявол перед Богом с ангелами?
Максимово. Из «Недоведомых»: царь вавилонский перетолковывается ли на «дьявол»?
Златоустого. Из того, которое «От Матфея».
Как [же это] Бог, повелевший Валаму идти к Валааку, но ангелом ему запрещает?
Как [же это] справедливость соблюдается, если за отца дети мучатся?
Из апостольских заповедей.
Как понимать, что сказал:
«Не дал Господь Бог ваш сердца познавать, очами видеть и ушами слышать до сего времени?»
Почему из-за малого греха издали видеть Моисею повелено было, в землю же
[обетованную] вести людей возбранено было?
Святого Василия. Из «Поспешных».
Почему не возбранил Бог Иеффаю жертвою принести дочь, как Аврааму?
Как понимать о чревовещательнице?
Кирилово. Из того, которое «О службе духовной».
Что был ефуд, которым [через который] вопрошал святитель Бога?
Златоустого. Из того, которое «О ризе святительской».
Святого Епифания. О 12 камнях, которые были на логии святителевы надеты.
Феодоритово. Из сказания, которое «От Исхода»: «Имя мне есть Господь», но не явился им.
Как понимать, что сказал Соломон о деревьях от сосны до палки, которая в изгороди?
Из «Третьего царства».
Иполутово. Из того, которое о «Песни песней».
Евсевия Панфила. Из «Началословесной повести" («Первоначальной»).
Иполитово, что есть «Мудрость, создавшая себе дом». Вопрос.
Как понимать, что нет хорошего в человеке, даже [только] который ест и пьет и покажет души своей хорошее в труде своем?
Какова была величина соломонова храма?
[О Самарии]
Святого Епифания. Из того, которое «К Диодору».
Как Бог, в законе Израилевом жертвы приносить повелевший, через Иеремию сказал: «Не говорил я к отцам вашим о жертвах, ни о всесжигаемых приказал я им».
Феодоритово. Из «Целебных».
Из апостольских заповедей.
Каково и сколь велико божественное Илии и Елисея, которое в духе действенном?
Чем был образ, явившийся Навуходоносору?
Иполитово. Из того, которое «О Даниле».
Оригеново. Из того, которое «К Мегефию Маркионисту прение [возражение]».
Оригеново.
Василево. Из «Исайи».
Златоустого. Из того, которое «О Сауле».
Как понимать, что помысел [желание] человеческий осознается?
Как понимать, если видит кто брата своего, согрешающего несмертным грехом, пусть просит [Бога], и [Тот] даст жизнь согрешающим несмертным грехом?
Златоустого. Как понимать, что предвидел и предопределил и кого хотел — миловал, кого хотел—ожесточил? И когда не хотел, не стремился, не миловал Бог, ибо многое говорю, что как захочет [Бог, то], спасает или погубит?
Как понимать: чье творение сгорит, получит убыток, но сам сохранится, как огнем [испытанный].
Как понимать: «Смиривший кровью креста своего все: и земное и небесное»?
Святого Василия. Из того, которое «Из 33-го псалма».
Святого Епифания. Из «Пария».
Кирилово. И, того, которое «О духовной службе».
Феодоритово. Из «Целебных».
Святого Никифора Константиноградского.
Из того, которое «Против иконоборцев».
Как понимать (есть разумно): что знание гордость творит, а любовь возвышает?
Чего ради сказал апостол: «Учить жене не велю»?
Его же. Из того, которое «О Иродиаде».
Его же. Из того, которое «Всякий, посмотревший на женщину».
Как говорит апостол: «Иногда не будьте неразумны, иногда не будьте разумны»?
Когда апостол говорит, что из-за Адама все умирают, также и из-за Христа все оживут, зачем по Адаме умирающие принимают отеческий суд, по Христе же мой отец оживлен и, очистив свои грехи, не подал мне своей чистоты?
Собора Карфагенского, раздел 110.
Богословца. Из того, которое «На ариан».
«Чего ради не больше и не меньше числом евангелия»?
Тита Вотрского.
«Куда делась отрезанная Господня плоть?»
Кто были [те], которых кровь с жертвами смешал Пилат?
Златоустого. Как всякая хула простится, на Дух же которая — не простится?
Святого Василия. «О поспешных».
Как сказал Господь: Если не иду, то Утешитель не придет, но Духа дал апостолам [через] дуновение [свое].
Евсевия, которое из «Марина».
Кто есть судья неправедный?
Как понимать, кто имеет одежду, ее продай и купи нож?
Как [понимать]: Кто любит душу свою, погубит ее?
Из «Лимонария».
Из апостольских заповедей.
Василево. Из «Поспешных».
Феодоритово. Из того, которое «Об Осии». Василево. Как понимать, что «Два из вас совещаются на земле»?
Златоустого, которое «От Матфея».
Афанасиево. Когда Господь сказал святым своим: «Если что свяжете, будет связано».
Если кто прогневит мужа святого, пошлет болезнь, или бесов, или смерть, или иное какое наказание в дом его, может ли человек тот молить иного святого и избежать ответственности [перед] тем [первым] мужем? Ответ.
Из «Исхода».
Когда Господь снова сказал:
«Если кому простите грехи, простятся им».
И если согрешит человек [по отношению] к человеку и потом, покаявшись ему, получит прощение от него, будет ли прощен и Богом?
Теологово. Из того, которое «Об Афанасии».
Из «Поспешных».
Златоустого, которое «От Матфея».
Когда Христос сказал:
«Не входящее устами сквернит человека», то почему установили отцы не есть мяса в святую мясопустную [неделю]?
Из апостольских заповедей.
Из «Исхода».
Заповедь Петра и Павла.
Шестого собора правило 89.
Святого Василия. Из «Поспешных».
Его же. Из того, которое «О посте».
Златоустого. Из того, которое «От Матфея».
Его же. Как понимать, что всякий книжник, изучивший о царстве небесном, подобен человеку домовитому, который выносит из имущества своего новое и ветхое?
Теологово. Из того, которое «О граде».
Его же, которое «На Иулиана»: Твое ли, которое по-гречески проповедовать?
Василево, которое в «Начало притчам».
Из апостольских уставов.
Евсевисво. Из «Первоначальных повестей».
Максимово, которое из «Поспешных» глава.
Исидорово. Из «Посланий».
Златоустого. Как понимать: Скопцы, которые сотворили [такими] себя сами, царства небесного ради?
Епифаниево. Из «Творящих себя самих».
Богословца.
Исидорово.
Того же. «О девстве».
Василево. Из «Поспешных». Как понимать: «Берегите и не соблазните ни одного [из] малых сих».
Как понимать, которое говорит: «Если тебя кто пригласит [на] поприще одно, иди с ним два»?
Как понимать: «Не заботьтесь, что едите, что пьете или во что одеваетесь»?
Как понимать: «Не судите и не судимы будете».
Златоустого. Из того, которое «От Матфея».
Что есть талант, который хочет взять господин от плохого раба и дать добро сотворившему?
Его же. Из того, которое «О Святом Духе».
Как понимать [то], которое «Молитесь, да не будет бегство ваше ни зимой, ни в субботу».
Святого Ефрема. Из того, которое «О суде».
Как понимать, что «Будете двое в поле».
Как разбойник прежде воскресения вошел в рай?
Теологово. Из того, которое «Над кесарием».
Что на три степени устро[ено]?
Богословца. Из того, котррое «О кесарии».
Как в трёх степенях и создание, [так же] разделятся и спасаемые? [Это] сказано в том, которое ересь [является ли это ересью]?
Сувира Антиохийского. Как понимать Господнее трехдневное Воскресение?
Епифаниево. Из «Панария».
Евсевиево. «К Марину».
Максима Черноризца. «Чей образ блюдет вселенская церковь?
Исидорово. Из «Посланий».
Святого Василия. Из того, которое «О Святом Духе».
Теологово. Из того, которое «О Святом Духе».
Святого Василия. Из того, которое «К Евлу»: «Как сын, и слово от отца родилось»?
Теологово. Из того, которое «К Евагрию Чернецу».
Максимово. «О различии сущности и естества по внешним» [т. е. нехристианским философам].
Феодора, пресвитера Раифийского. О том же.
О естестве.
Об ипостаси.
Об индивидуальном.
О различии.
О случайном.
О свойственном.
Об обладании [свойством] и лишении.
О количестве и количественном.
О качестве и качественном.
О соотнесении (которое к кому).
О противоположностях.
О сказуемых.
О синонимическом и омонимическом сказуемом. Об однородном и одновидовом и инородном и иновидовом, об одноипостасном и различающемся числом [набором привходящих свойств].
Об ипостасном.
О неипостасном.
Максимово. О входящем в сущность и в инднвид.
Его же. О десяти способах соединения.
Георгия Хировского [Хировоска]. «Об образех».
[О тропах].
Епифаниево. Из «Понария».
Вопросы и ответы Григора Богословца и Василия.
Феодорита. Из того, которое «О Святой Троице».
Иринея Лугдунского. Из того, которое из «Родства».
Угустина. Из «Уставных».
Об явлении Господнем. Из апостольских заповедей.
Евсевиево. Из «Временных» [о датах].
Его же.
Исихиево. Из того, которое «О Христовом рождении».
Ио[анна] Дамаскина. «О македонских месяцах».
Из церковного предания.
Месяцы по римлянам. О различных месяцах.
Месяцы по иудеям.
Месяцы по македоном.
Месяцы по эллинам.
Месяцы по египтянам.
О божественном Десятословце [десять заповедей]
Того же Иоанна. «О священных книгах».
Богословца. Из «Слов».
Исидора. «О 60 книгах».
Епифаниево. «О пророках и пророчицах».
Его же. «О 16 пророках: откуда были и где умерли».
Иполитово. «О 12 апостолах: где каждый из них проповедовал или где мерли».
Его же. «О 70 апостолах».
Летописец вкратце [патриарха, Никифора].
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка вк