24. Иаков (Израиль) переселяется в Египет.

Загрузка ...

 “Бытие”, лист 136 об.

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".

 Полосная миниатюра представляет собой настоящее эпическое произведение; большинство миниатюр ЛЛС монументальны по своей стилистической природе. 
 Здесь изображены торжественные ряды всадников, выстроившихся слева направо. Их предводитель, патриарх Иаков, виден за всадниками, в верхней левой части. Его голова окружена нимбом, знаком святости. За ним едут колесницы с женщинами, идут стада коров и овец, подгоняемые пастухами. Все это “общество” охвачено единым радостным порывом, лица некоторых персонажей обращены друг к другу, многие смотрят вперед, словно пытаясь понять то, что ждет их за горизонтом. Это ощущение любопытствующего нетерпения подчеркивается даже в изображениях лошадиных морд, которые как бы “выглядывают” за рамку. Праздничное настроение миниатюры поддерживается и светлыми радостными тонами. 
 В верхнем правом углу помещена крупная фигура Иуды, увенчанного короной. Он указывает путь в землю Гесем. Любопытно, что точная копия этого изображения Иуды помещена на миниатюре еще раз, в самой гуще строя. Скорее всего, на миниатюре представлены два временных отрезка: из библейского текста можно понять, что Иуда был своеобразным проводником евреев. Он не только шел вместе со всеми в общем потоке, но и выезжал по приказу Иакова на “разведку”. 
 В композиции миниатюры отразились средневековые представления о единстве народа, соборности. Иаков, воплощение души еврейского народа, словно “затерян” в толпе. Каждый персонаж занимает свое место, у каждого — своя роль в истории. Композиционный ритм напоминает букву S. Движение начинается в левом нижнем углу в направлении “группы” лошадиных голов, затем вновь откатывается налево к фигуре Иакова, а потом вновь направляется к фигуре Иуды. Его кульминационной точкой является указующий жест левой руки.


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".