Выставка "Апокалипсис в русской книжной миниатюре".
11 марта 2020 г. в Самарском епархиальном церковно-историческом музее (УСЕЦИМ) ул. Радонежская 2, состоялось открытие выставки "Апокалипсис в русской книжной миниатюре". В качестве центрального экспоната на ней представлена рукопись Лицевого Апокалипсиса XIX века, предоставленная старообрядческой общиной Древлеправославной Поморской церкви г. Самары, а так же факсимильные издания и книги из личной библиотеки Мантай Р.В., посвященные иллюстрированным Апокалипсисам. Использование QR-кодов, рядом с репродукциями страниц рукописей, позволяет посетителям с помощью гаджетов перенестись на интернет-ресурсы, где эти рукописи представлены полностью. На мониторе в выставочном зале демонстрируются миниатюры из центрального экспоната выставки, а так же из Лицевого Апокалипсиса XIX в. из Самарской областной универсальной научной библиотеки (СОУНБ).
Приветственные слова произнесли Елена Владимировна Деева, хранитель музея, протоиерей Вадим Кикин и Павел Владимирович Половинкин – председатель совета старообрядческой общины Древлеправославной Поморской церкви Самары. После церемонии открытия выставки, Роман Владимирович Мантай провёл первую экскурсию.
В христианском мире Откровение апостола Иоанна Богослова привлекало к себе внимание во все времена. Будучи пророческим текстом о будущем, Откровение заставляло людей внимательно присматриваться к событиям настоящего и вдумчиво осмысливать прошлое.
Можно смело сказать, что на Руси, начиная с XVI века, интерес к Апокалипсису был живее и продолжительнее чем где бы то ни было. Это подтверждается не только многочисленными списками Апокалипсиса (как правило, с толкованием св. Андрея, архиепископа Кесарийского), но и формированием твёрдой традиции иллюстрирования толковых Апокалипсисов с устоявшимся циклом миниатюр на определенные сюжеты. За 400 лет существования этой традиции, появилось множество её редакций, демонстрирующих нам и образцы строгого иконописного письма, и смелые эксперименты и по-детски наивные лубочные картинки. Визуальный ряд миниатюр лицевых Апокалипсисов не только будоражил воображение читателя, но и помогал запоминать довольно сложный для восприятия текст, полный таинственных образов.
Эта выставка показывает прекрасные примеры того, как, взяв за образцы иллюстрации западных гравюр, русские художники-иконописцы удачно адаптируют их к древнерусскому иконописному стилю и оформляют нечто новое, не похожее на свои прототипы из гравюр Альбрехта Дюрера и других мастеров начала XVI века, так же как и те в свою очередь не похожи на свои прототипы из рукописных иллюстрированных толковых Апокалипсисов средневековой Испании.
18 марта 2020 года экспозиция закрылась на карантин, а уже 20 марта переведена в онлайн режим. В альбоме группы ВК Самарского епархиального церковно-исторического музея размещены фото экспонатов музея, а на стене группы ежедневно публикуются статьи с более подробным описанием экспонатов выставки.
18 апреля на самарском канале Губерния в программе "Путь паломника" был показан фильм о выставке: