О змеином камне и первом Фаусте (иконография «Рукописания Адама»).

Загрузка ...

 В послании к Колоссянам ап. Павел пишет:  «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту»  (Кол. 2:14).

 О каком рукописании идет речь – не поясняется, да и слово это во всем каноническом корпусе Библии используется лишь однажды, именно в этом месте. Слово χειρόγραφον – это долговая расписка, а «истребив» следует переводить как «стер».  То есть Христос освобождает нас, стирая рукописание и пригвождая его к кресту, как освобождали рабов в древности:  «либо путем перечеркивания записи, либо прокалывания ее гвоздем».

Господь рвет рукописание Адама. Сошествие во ад. Фреска Ферапонтова монастыря, 1502 г.

 Большинство  толкований на это место утверждает, что Павел имеет в виду Моисеев Закон, упраздненный Христом. Однако Иоанн Златоуст тут же замечает: «Если же не об этом, так о том, что мы обязаны повиноваться Богу. Если же и не об этом, то о том рукописании, которое держал дьявол, которое изрек Бог Адаму в словах: В день, в который ты вкусишь от древа, смертью умрешь. Это рукописание было у дьявола».

Адам пишет расписку. Фреска монастыря в Молдовице, 1532 г. Надпись: "Зденаписа Адам рукописание".

 Неизвестно, было ли во времена Златоуста (а уж тем более апостола Павла) какое-либо предание о заключении договора между дьяволом и Адамом, однако знает его славянская устная и письменная традиция. Причин такого договора приводится несколько. Одна из них встречается в апокрифическом «Исповедании Евы», известном по рукописям, начиная с XV века.

 После изгнания из рая Адам начал пахать землю. К нему пришел дьявол и заявил, что небеса принадлежат Богу, а земля ему, и если Адам хочет обрабатывать землю, то должен написать сатане «рукописание», сопровождая его словами «чья земля, того и я, и мои дети». После чего дьявол взял расписку и хранил ее у себя.

Христос стоит на красном камне в окружении змеиных голов. Надпись на свитке «Рукописание Адамово». Фреска Крещения Господня в монастыре Сучевица, XVI в.

 Это поясняет, почему, по общехристианскому преданию, все люди до пришествия Христа попадали только в ад. История с владением землей – нередкий сюжет для преданий. Так, например, известна иудейская легенда о причине ссоры Каина и Авеля, согласно которой Каин заявил брату: «Земля, на которой ты стоишь, принадлежит мне. Улетай на небо!» На Руси встречаются упоминания о похожем разговоремежду Правдой и Кривдой, но эта тема требует отдельного рассмотрения. Мы же вернемся к нашему сюжету.

Крещение Господне на камне. Миниатюра.

 Имеется и другая версия апокрифа, связывающая рукописание с болезнью Каина.

Согласно ей, Каин родился с двенадцатью змеиными головами на лбу и груди, и поскольку они жалили Еву во время кормления, Адам был весьма озадачен ее страданиями. Тут пришел дьявол в обличье человека и предложил избавить их от мук взамен на все то же «рукописание». Адаму надо было опустить руки в кровь козленка и приложить их к громадному камню. После этого дьявол утащил камень на дно Иордана и приставил оторванных от Каина змей охранять его.

Этих сторожащих камень змей уничтожил Христос во время Своего крещения, а остатки расписки дьявол перенес в преисподнюю, где она и была изничтожена во время Сошествия во Ад.

Адам пишет расписку кровью. 

Лубок «Рождение Каина». Россия, XIX в.

 Интересно, что кости этих змей упоминаются в «Путешествии Арсения Солунского», еще одного памятника русской словесности: «А на брезѣIордана камень, знати стопы Христовы на немъ, а подътѣмъкаменiемъ кости змiевывидѣти, что блюлърукописанiеАдамле». Про существование этих костей более ни один источник не упоминает.

Христос стоит на «рукописании». Иконы Крещения Господня.



 Эта, в общем-то,фаустовская история, но с положительным финалом (что вообще характерно для русских повестей), изображается в некоторых иконописных композициях. Так, имеется сюжет собственно рукописания Адама, во фресковой живописи, миниатюре и лубке. Однако нам чаще встречаются отсылки к нему  в иконографии Крещения Господня, где Христос изображен стоящим на пресловутом камне, из-под которого выглядывают змеиные головы (это фрески в Билинском монастыре, Сучевице, Грачанице, иконы балканского происхождения и др.),а также на фреске Сошествия во ад Ферапонтова монастыря, где Господь разрывает то самое Адамово рукописание.

 

Автор: Буцких Николай Валерьевич 

культуролог, преподаватель Народного Православного Университета (Санкт-Петербург).