Псевдо псеглавцы в 21 Псалме.
Иногда приходилось встречать в соцсетях и на форумах миниатюру из Киевской Псалтири (1397 г.), на которой изображен Христос, а по обе стороны от Него стоят по паре воинов с собачьими головами. При этом обсуждались темы либо связанные с какими-нибудь небылицами из альтернативной истории, либо с неоязыческими фэнтезийными сюжетами. И конечно же, по мнению размещавших эту миниатюру как иллюстрацию к своим теориям, она безусловно подтверждала их догадки и фундаментально укрепляла их умопостроения. Всегда удивляло то, что при этом используется всего одна эта миниатюра, хотя в интернете в свободном доступе есть и другие Псалтири с этим сюжетом. И совсем не удивляло то, что никогда при этом не цитируется сам 21 Псалом, к которому традиционно размещается эта миниатюра.
Текст синодального перевода здесь. Церковно-славянский текст здесь. Псалом относится ко времени противостояния Давида и Саула. Начинается со слов "Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?" и далее половина Псалма пропитана интонациями близкими к отчаянию. Враги Давида, обступившие его со всех сторон сравниваются и с тучными тельцами, и со львами, и в том числе с псами. Стоит отметить, что та часть Псалма, где Давида обступают множество тельцов тучных Васанских, она тоже иллюстрируется на тот же манер, как и момент с обступившими псами. Рядом со Христом изображаются воины с рогами.
"Обыдо́ша мя́ тельцы́ мно́зи, юнцы́ ту́чнии одержа́ша мя́." (Пс. 21: 13).
"Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня" (Пс. 21:13).
Ещё важно, что 21 Псалом считается пророческим, в котором многое указывает на Страсти Христовы: это и разделение риз и пронзенные руки и ноги и первая фраза Псалма, которую произнесет Христос на кресте и др. Поэтому вместо Давида на миниатюрах к 21 Псалму всегда изображается Христос.
"Я́ко обыдо́ша мя́ пси́ мно́зи, со́нм лука́вых одержа́ша мя́" (Пс. 21: 17).
"Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня" (Пс. 21: 17)
Сама традиция иллюстрирования данного Псалма появляется в Византии в IX веке. Затем перекочевывает и в славянские Псалтири, впрочем, с некоторыми изменениями. Например в византийских рукописях воины изображались три с одной стороны от Христа и один с другой.
В русских Псалтирях воины изображаются по два с обеих сторон. Это не единственное отличие славянской традиции от Византийской.
На византийских миниатюрах у воина справа видно две головы: собачью и человечью.
На поздних славянских миниатюрах такого приема не наблюдается. Еще есть интересное различие при иллюстрировании обступивших тельцов в византийском и русском вариантах. В славянских Псалтирях обступившие тельцы изображаются в виде рогатых воинов, расположеных по двое по обе стороны от Христа.
А вот в византийской традиции этот сюжет изображался интереснее. Рядом со Христом изображались фигуры в виде тельца, в виде человека с головой тельца и в виде тельца с головой человека.
Данная традиция появляется в середине IX века в монастырской среде в период победы над иконоборчеством. С XIV века начинает прослеживаться на Руси. Последним её всплеском были Годуновские Псалтири конца XVI века, которых было создано за короткий срок в 6 лет не менее двенадцати. В общей сложности данная традиция просуществовала почти семь веков.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тикток