10. Авраам.

 “Бытие”, лист 22


 Текст миниатюры взят из апокрифического повествования “Откровения Авраама”. Его нет в Библии. Этот факт подтверждает мысль о ЛЛС как историческом повествовании. Составители Свода мыслили как энциклопедисты – историки, поэтому они совмещали с каноническими библейскими текстами апокрифические, перемешивая их с вовсе нехристианскими книгами, например, с “Историей разрушения Великой Трои”. Сюжет миниатюры посвящен первому еврею на земле Аврааму. После крушения империи Нимрода люди обратились к идолам и потеряли связь со Всевышним. Земля погрузилась в ночь магизма. Каждый народ сформировал свой пантеон богов, возникла сложная и запутанная культура идолопоклонства. Семья Фарры, отца Авраама, родом из древнешумерского Ура Халдейского совершила переселение в Харран, где жили жрецы-астрологи. Они были лунопоклонники , построившие первые в мире обсерватории. Фарра был истинным идолопоклонником и всю жизнь занимался ремеслом, унаследованным от своего отца Нахора и деда Серуха: изготовление идолов из дерева, камня, меди и драгоценных металлов. Можно сказать, что эта настоящая династия, где Аврааму была также уготована судьба заниматься этим ремеслом. 
 Композиция миниатюры поделена по диагонали горками на две неравных части. Слева представлен известный конфликт “отцов и детей”, а справа - одиночество и душевные страдания Авраама. Здесь он погружен в размышления о мире и истинном Боге. Воздев палец к небу, на котором видны звезды и светила, Авраам вопрошает Творца об истине. А внизу он изображен в глубоких сомнениях о правильности выбора своего отца Фарры. В верхней левой части Авраам отдает Фарре деньги за проданных идолов. Черный проем символизирует сомнения в правильности поступка. Внизу миниатюры разыгрывается следующая сцена: Авраам по просьбе отца варит в котле еду, а вместо дров подложил в огонь деревянного идола Варисата, где он сгорел. Когда Авраам подавал блюдо отцу, то сообщил ему как оно было изготовлено, на что Фарра с восторгом сказал: ”Велика сила Варисатова !  Сотворю иного сегодня, и утром сотворит пищу мне”. Эти слова окончательно отвернули Авраама от веры отцов и он пошел своим путем. 
Интересна раскраска этой миниатюры. Она явно ярче всех предыдущих изображений в Своде. Создается впечатление, что первоначальная “авторская” раскраска ближе к легкой акварельной заливке с тонкими и нежными цветами. Здесь же мы видим густо-коричневые горки, особенно в тенях. Явно усилены по цвету одеяния и подкрашены небеса. Все это говорит в пользу того, что миниатюры ЛЛС не раз “поновлялись”, подкрашивались. Особенно много “измененных в цвете” миниатюр встречается к концу Музейского сборника. Остатки нетронутой “первичной “ раскраски можно увидеть только в небольшой серии миниатюр (605-609 л.) 


Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".

____ЦБ ИСКОНИЯ____



Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений