27. Саранча.

Из книги “Исход”, лист 178 

 Как создается художественный образ? Какими средствами пользовались для этого мастера ЛЛС? Эта миниатюра содержит в себе некоторые ответы на эти вопросы.
 Рассматривая ее, сложно удержаться от недоумения: что за необычные существа со звериным телом и человеческой головой здесь изображены? Текст, помещенный рядом с миниатюрой, посвящен казням египетским, в том числе — восьмой казни, нашествию саранчи. В Библии этот сюжет описан следующим образом: “И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской” (Исход, 10: 14-15). Представим себя на месте древнерусского художника: из этого фрагмента можно понять, что делает саранча. Но как она выглядит? В Московии никакой саранчи (в церковнославянском переводе — “пругы”) не было… 
 В Апокалипсисе описание саранчи более подробно: “По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев” (Откровение Иоанна Богослова, 9: 7-10). 
 Художники ЛЛС взяли за основу именно это описание, хотя и отступили от него в деталях. Средневековое мышление мастеров-миниатюристов мифологично; правду от вымысла они отделяют не всегда. Они изображают то, во что верят — и верят в то, что изображают. Так что вполне вероятно, что именно так на Руси и представляли саранчу — львиноподобными существами с длинными языками и женскими волосами. 
 Многовременность, один из основных принципов художественного языка ЛЛС, четко выражена на этой миниатюре. В верхнем левом углу мы видим Моисея (его легко узнать по нимбу), разговаривающего с Богом. В правой верхней части тот же Моисей вместе с братом Аароном взирает на трубящего ангела. В правой нижней части Моисей и Аарон беседуют с фараоном на троне. И тут же, буквально “за спиной” беседующих, эти же персонажи, Моисей и Аарон, изображены уходящими от фараона. Четыре временных плана в плоскости одного изображения. 
 Обращает на себя внимание европейское одеяние фараона. Трон его как бы отвернут от происходящего, он не хочет ничего видеть, продолжает “упорствовать во грехе”. Слуги также одеты в европейскую одежду, на головах у них — шляпы невероятных форм. 

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".

____ЦБ ИСКОНИЯ____



Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений