32. Кузнецы.

Из книги “Исход”, лист 225 об. 

 Одна из первых миниатюр Свода, на которой можно подробно рассмотреть древнерусские ремесла — в данном случае, кузнечное дело. В центре изображена плавильная печь, на которой с помощью мехов нагревают золотую пластину, придерживая ее щипцами и стуча по нему молотками. В верхней правой части мы видим, как чеканщик наносит на уже готовую пластину письмена, а в левой верхней части — как мастер передает изделие заказчику. 
Над каким же загадочным золотым изделием работают кузнецы? По всей видимости, речь идет об изготовлении нарока — “диадемы святыни”: “И сделали полированную дощечку, диадиму святыни, из чистого золота, и начертали на ней письмена, как вырезывают на печати: “Святыня Господня”” (Исход, 39: 30). Золотой нарок был частью одеяния еврейских первосвященников — его прикрепляли специальным шнуром из голубой шерсти к головному убору (кидару). В данном случае, нарок готовят для одеяния Аарона. 

 Привлекает внимание персонаж в правом нижнем углу миниатюры. Скорее всего, этот старик с заплечным мешком принес на переплавку золотые украшения-пожертвования. 
Кажется необычным слишком большой размер золотой пластины, ведь сам нарок — деталь очень маленькая. Это несоответствие можно объяснить принципом “духовной перспективы”, которая часто встречается в ЛЛС. Предметы и персонажи, имеющие важное духовное значение, изображаются крупнее остальных. 
Еще одно несоответствие касается изображения города на заднем плане. В Библии говорится, что описываемое событие происходило в пустыне, где евреи жили в шатрах. Возможно, город на миниатюре появился из желания художников подчеркнуть значимость события. Одеяние Аарона (как и изготовление особо важных предметов культа — Ковчега Завета, Скинии) должно было визуально связываться со святым городом, вероятно, Иерусалимом. 
Все это еще раз подчеркивает сложность толкования ЛЛС. Образный язык древнерусской миниатюры очень символичен, метафоричен и не всегда поддается прямому толкованию. 

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".

____ЦБ ИСКОНИЯ____



Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений