66. Строительство города.

Из книги “Судей Израилевых”, лист 576 

 Перед нами прекрасная миниатюра, на которой изображено строительство большого города. Мы видим башни, крепостные стены, городские ворота. В руках строителей можно разглядеть инструменты, которыми они обрабатывают каменные блоки. В центре мастер в красном одеянии держит в руке мастерок или кельму, а правой рукой отвес, которым он измеряет уровень кладки. Отрок, стоящий позади него, подает ему новые кирпичи. Другие строители держат инструмент, очень похожий на кирку. Можно рассмотреть общую планировку нового города. Хорошо различимы два входа: главные, нижние ворота с двумя башнями по бокам, и верхние ворота, поменьше, на первом плане. Справа художник выделил золотым цветом здание, похожее на храм. В арочном перекрытии стоит семисвечник, перед ним - престол с чашами, слева лежит жреческая риза. Здесь же стоит седовласый старик в синем плаще и в молитвенной позе. Что это за город, храм и старик? Ответ находим в Книге Судей. “В те дни не было царя у Израиля; и в те дни колено Даново искало себе удела, где бы поселиться, потому что дотоле не выпало ему полного удела между коленами Израилевыми.” (Кн. Судей. 18,1) Отсутствие единого царя вынуждало отдельные колена принимать самостоятельные решения. Филистимляне стали теснить колено Даново на восток, оно углубилось в уделы Вениамина и Ефрема. “И послали сыны Дановы от племени своего пять человек, мужей сильных из Цоры и Естаола, чтоб осмотреть землю и узнать ее, и сказали им: пойдите, узнайте землю. Они пришли на гору Ефремову к дому Михи, и ночевали там.” (Книга Судей: 18, 2) В доме Михи они встречают молодого левита, который заверяет, что путь и замыслы их угодны Господу. Далеко на севере разведчики нашли город Лаис, расположенный в плодородной долине. Его жители процветали в мире и спокойствии. Собрав войско в шестьсот человек, “сыновья” Дановы сожгли город, разрушили его до основания, перебили всех жителей, а затем на его месте построили новый город. “И нарекли имя городу: Дан, по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя городу было: Лаис.” (Книга Судей: 18, 29) Это строительство и изображено на миниатюре. Остается только понять, что за “дом Божий” построили они в своем городе, ведь мы знаем, что настоящий, общеизраильский, храм – “дом Божий” находился в то время в городе Силоме, недалеко от Иерусалима. Но сыновья Дана превратили свой город в центр идолопоклонства, священниками здесь стали Ионафан и его сыновья. Это тот самый молодой левит, которого разведчики Дановы встретили в доме Михи. В “домашнем храме” находились “…истукан, ефод, тефарим и литый кумир…” (Книга Судей: 18, 18), предметы идолопоклонства. Показательно, что миниатюрист рисует в храме не идолов Михи, а священные предметы, которые находились в Скинии, тем самым подчеркивая еще большее святотатство. 

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".

____ЦБ ИСКОНИЯ____



Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений