1. Изгнание из сада Эдемского.

“Бытие”, лист 10 

Лицевой летописный свод. Бытие.

 Возможно, перед нами - одна из ключевых миниатюр ЛЛС. Общее настроение наполнено страхом перед неизвестностью и в тоже время надеждой на лучшее будущее. Композиция строго разделена на две части: до и после. Слева Бог заботливо одевает в “ризы кожаные” Адама и Еву, говоря неслышно напутственные слова перед долгой дорогой. Тут же, с другой стороны, он решительно выгоняет согрешивших, вон из рая. Причем, для большей убедительности художник нарисовал в правой руке Господа увесистую, расширяющуюся к верху палку. В целом миниатюра символизирует начало истории человечества. Райские цветы, представленные в левой части, больше ни разу не встречаются на всем протяжении Свода. Исчезнет и густая зеленая трава под ногами первых людей. Справа они робко вступают на твердую каменистую поверхность , почти лишенную растительности. Здесь их ждут великие испытания, преодолев которые, по замыслу авторов ЛЛС, человечество придет к идее “Москва-Третий Рим”, когда мудрый православный царь соединит в себе мирское и духовное - все лучшее, что досталось ему в наследство от царей древности, от царя Соломона до византийских императоров. 

 Надо понимать, что Царь-Книга задумывалась как свод всех сводов, главный официальный документ великой державы. Перед нами, в первую очередь историческое повествование, где в тысячах лиц разворачивается Великая История, куда наравне вплетены сюжеты Ветхого Завета и Троянской истории Гомера, где история Александра Великого плавно переходит в Древний Рим, в котором происходят евангельские события. Историчность трактовки Бытия – вот что выделяет ЛЛС из многочисленных книг того времени, посвященных религиозно назидательным целям: “Четьи-Минеи”, Псалтырь и другие. 

 Пространство в миниатюре тоже имеет два измерения: слева оно перекрыто широкой голубовато-синей лентой небесного свода, а справа через Врата рая раскрываются небеса. Это первое архитектурное изображение в Своде. Венчают Врата три заостренной формы башенки, символизирующие святую Троицу. Вход украшен лентой с краббами, типичным готическим узором Западной Европы. Сверху Врата перекрывает внушительных размеров Херувим красного цвета, какими обычно бывают Серафимы. Он грозно держит саблю. Показательно, что проем входа в Эдем изображен светлым, а не черным, как все остальные входы и выходы. Краски этой миниатюры светлые и чистые, акварельной нежности, что говорит о первоначальной “авторской раскраске “. В дальнейшем мы увидим следы поздних наслоений, переделок, где красочные слои начинают приобретать качество гуаши. “Сдержанность” раскраски намекает на XVI век, а те фрагменты, где появляется яркая декоративная живопись, скорее всего, были созданы в XVII веке. Текст на этой странице сужается к низу, образуя характерную для рукописных книг концовку. Вместе с миниатюрой, сверху, создается ощущение неустойчивости, что обостряет внутренний драматизм сюжета. Думаю, что художник мог это сделать неосознанно, но получилось очень выразительно и гармонично. Здесь писец и художник идут рука об руку; вероятно, что это было одно и тоже лицо.

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".


____ЦБ ИСКОНИЯ____



Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений