2. Каин убивает Авеля.

“Бытие”, лист 11 


 Если представить изображение в виде кристалла, то предыдущая миниатюра (на 10 листе) имеет две грани и два времени. Здесь - три грани времени, причем время течет сверху вниз, слева направо. Сюжет сверху разбивается на две части: слева фигура Каина в глубокой печали, справа, напротив, сияющий от радости Авель воздел руки к Господу Богу, благословляющего его. От Каина Бог явно отворачивается, не желая видеть его приношений. Внизу, слева мы уже видим следующую сцену: Каин, спереди, жестом руки указывает брату дорогу в поле, где он замыслил совершить нечто новое на земле - убийство, великое злодеяние. Справа, весь охваченный увещеваемым его демоном, Каин убивает Авеля. 

 Символика цвета точно указывает на скрытый смысл происходящего. Круг Славы – мандорла, в которой изображается Господь Бог, имеет разницу в цвете, зависящую от обстоятельств сюжета. Если у Авеля она ярко синего цвета, что символизирует явное расположение Господа, то у Каина она зеленоватого цвета, краски бледнеют перед черной душой. Одежды братьев также символичны по цвету. Рубаха Авеля ярко синяя - символизирует собой чистоту помыслов и небесную красоту души, то у Каина, напротив - ярко красная, как адский огонь, сжигающей душу зависти и стремление к единоличной власти на земле. 
Кроме того, на миниатюре заметны две детали, возникшие после того, как появилось изображение. Первое – это “затертое” лицо демона. Такие “затертые лица” часто встречаются в средневековых иллюминированных рукописях, причем как в православных, так и католических. Это явление имеет сакральный, почти магический смысл. “Затирались” не только лица демонов, но даже лица вполне земного происхождения, как, например, в миниатюре с изображением царя-антихриста Лжедмитрия на троне. Вторая деталь имеет отношение к истории самого памятника. Если хорошо приглядеться то на одежде Каина, внизу, слева, заметен чужеродный фрагмент зеленоватого цвета. На нем проступают полосы очень похожие на изображение трав. Предыдущий лист бумаги Свода явно был подвержен реставрационными работами и на нем видны заплатки тонкой бумаги. При совмещении листов таинственный фрагмент точно совпадает с изображением трав на миниатюре (лист 10). Возможно, когда книгу реставрировали, часть изображения с одной миниатюры попала на следующую, как следствие не совсем удачной реставрации. В целом можно заметить, что первые 11 листов Свода сильно изношены и покрыты многочисленными заплатками белой полупрозрачной бумаги.

Источник изображения на сайте издательства "Актеон".


© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".


____ЦБ ИСКОНИЯ____



Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений