Подсказки в лицевых Псалтирях IX-XV веков.

Графическая подсказка в виде двух соединенных прямоугольников в Псалтири 1066 года (возле миниатюры и в тексте).

 В середине IX века в Византии появляется особая традиция иллюстрирования Псалтири, которую можно назвать мульти-миниатюрной благодаря большому количеству миниатюр на полях. Сюжеты миниатюр весьма разнообразны и охватывают временной период от Шестоднева и до Страшного Суда. Имеются так же и сюжеты, связанные с эпохой иконоборчества, которая во время появления этой традиции иллюстрирования как раз отступала и восстанавливалось иконопочитание. 

Графическая подсказка в виде красной нити, связующей миниатюру и соответсвующий текст.

Феодоровская Псалтирь 1066 г. (Британский музей, Лондон, Add. 19352) Иконоборцы, замазывающие известью икону Христа.

 Чтобы читателю Псалтири было понятно к каким стихам Псалтири относится миниатюра, миниатюристы делали пометки-подсказки. Это тоже стало частью данной традиции и прослеживается в разных Псалтирях этого типа с IX по XV вв, как в византийских, так и в славянских. Сама эта мульти-миниатюрная традиция просуществовала до самого конца XVI века, но подсказки последний раз встречаются в Угличской Псалтири 1485 года (из оцифрованных и доступных в интернете).
В византийских Псалтирях графическое изображение подсказок было весьма разнообразным. В Хлудовской Псалтири IX века, к примеру, более двенадцати разных графических элементов и два варианта по цвету. Чуть больше вариантов подсказок в Феодоровской Псалтири XI века. В славянских же Псалтирях подсказки однообразны: в Киевской Псалтири XIV века — это «красная нить», а в Угличской Псалтири XV века пометки делались крестиком. Рассмотрим примеры подсказок в славянских Псалтирях на примере иллюстрации к 5 Псалму, тем более что смысл данной миниатюры вряд ли понятен современному неподготовленному читателю и подсказка совсем не помешает. 

Киевская Псалтирь 1397г.

 Миниатюра к 10-му стиху 5-го Псалма: «Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху.» Тонкая красная нить извиваясь указывает нам соответствующее место в тексте. Определив стих, к которому относится миниатюра, мы можем вполне понять её смысл. И перед нами уже не акробатический этюд, а молящийся праведник, ноги которого проваливаются в открытые рты льстецов и клеветников, которые своими речами готовят праведнику погибель.

Угличская Псалтирь 1485г.

 В Угличской Псалтири подсказка в виде креста, который отображен дважды: в центре миниатюры и в тексте в середине 10-го стиха перед словом «гроб». И на самой миниатюре внизу мы видим отверстый гроб.
Если на странице всего одна миниатюра, тогда она размещалась ближе к соответствующему тексту и помечалась либо двумя графическими пометками (возле миниатюры и возле текста), либо всего одной связующей пометкой между миниатюрой и текстом, как на следующем примере из Феодоровской Псалтири 1066 года. Пометка в виде клина или флажка красного цвета указывает на соответствующее место в тексте. 

Феодоровская Псалтирь 1066г.

 «Ибо нет в устах их истины: сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, языком своим льстят.» (Пс. 5:10).
Иногда, если значение миниатюры и отношение её к тексту было очевидным, подсказки и вовсе не ставились. Пример тому миниатюры, относящиеся к концу 14-го и начало 15-го Псалмов в Феодоровсой Псалтири XI века:

Феодоровская Псалтирь 1066г.

 «кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.» (Пс. 14:5). Изображен благодетель, дающий милостыню.
«К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним все желание мое.» (Пс. 15:3). Изображены святые (Гурий, Самон и Авив).
Сложнее обстояло дело, если на странице размещалось 4-5 миниатюр к разным стихам Псалма.

Хлудовская Псалтирь IX век.

Страница из Хлудовской Псалтири, конец 43-го Псалма, начало 44-го. Мы видим пять миниатюр к четырем стихам двух Псалмов. Есть 4 подсказки: первая похожа на жирную запятую с двумя точками вверху, вторая в виде креста с загнутыми концами, третья в виде креста из пяти точек, четвертая в виде креста из пяти кругов. Верхняя и нижняя миниатюры с изображениями казней мучеников относятся к 23-му стиху 43-го Псалма: «Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.» Миниатюра с изображением Давида и жен мироносиц сидящих у гроба Господня, относится к 24-му стиху того же Псалма: «Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.» Повторное изображение жен мироносиц у гроба Господня относится уже к 27-му завершающему стиху 43 Псалма: «Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.» Пятая миниатюра в виде символического изображения Благовещения, относится к началу 44-го Псалма:«Излилось из сердца моего Слово благое...»
Рассмотрим еще один сложный пример: 

Хлудовская Псалтирь.

 Начало 108-го Псалма. На странице четыре миниатюры. Используется семь графических подсказок. Возле миниатюры с молящимся Христом их четыре сразу: крестик, витая линия с двумя точками, витая линия с одной точкой и галочка.

Хлудовская Псалтирь IX век.

 В тексте эти подсказки проставлены следующим образом: первая в начале Псалма, указывая на 1-2 стихи, вторая в начале 3-го стиха, третья в начале 4-го и четвертая в начале 5-го стиха. В итоге получается, что миниатюра, изображающая моление Христа в Гефсиманском саду, отнесена целому отрывку Псалма из пяти стихов подряд: «Боже хвалы моей! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою — ненавистью.» (Пс. 108: 1-5).
 Ниже мы видим диавола, внушающего Иуде мысль о предательстве. Здесь используются две графические подсказки: витая линия с точкой внизу и подсказка в форме листа (или пики). Витая линия с точкой внизу переносит нас в 6-ой стих 108 Псалма: «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.» А подсказка-листок над Иудой стоит в тексте в 8-ом стихе: «да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой;» Повторное изображение Иуды уже повесившегося на дереве, тоже обозначено подсказкой в виде листа-пики и переносит нас в то же место в тексте — к первой половине 8-го стиха «да будут дни его кратки». А подсказка, которая расположена над изображением св. апостола Матфия (внизу по центру), избранного вместо Иуды жребием, переносит нас ко второй половине 8-го стиха: «и достоинство его да возьмет другой».

____ЦБ ИСКОНИЯ____



Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений