Псевдо псеглавцы в 21 Псалме.

Киевская Псалтирь 1397 г.

 Иногда приходилось встречать в соцсетях и на форумах миниатюру из Киевской Псалтири (1397 г.), на которой изображен Христос, а по обе стороны от Него стоят по паре воинов с собачьими головами. При этом обсуждались темы либо связанные с какими-нибудь небылицами из альтернативной истории, либо с неоязыческими фэнтезийными сюжетами. И конечно же, по мнению размещавших эту миниатюру как иллюстрацию к своим теориям, она безусловно подтверждала их догадки и фундаментально укрепляла их умопостроения. Всегда удивляло то, что при этом используется всего одна эта миниатюра, хотя в интернете в свободном доступе есть и другие Псалтири с этим сюжетом. И совсем не удивляло то, что никогда при этом не цитируется сам 21 Псалом, к которому традиционно размещается эта миниатюра.

21 Псалом.

Текст синодального перевода здесь: http://www.rusbible.ru/sinodal/ps.21-25.html#r-ps-21 

церковно-славянский текст здесь: 

http://psaltyr.orthodoxy.ru/psaltyr_cs.html#psalom21 

 Псалом относится ко времени противостояния Давида и Саула. Начинается со слов "Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?" и далее половина Псалма пропитана интонациями близкими к отчаянию. Враги Давида, обступившие его со всех сторон сравниваются и с тучными тельцами, и со львами, и в том числе с псами. Стоит отметить, что та часть Псалма, где Давида обступают множество тельцов тучных Васанских, она тоже иллюстрируется на тот же манер, как и момент с обступившими псами. Рядом со Христом изображаются воины с рогами.

21 Псалом.

Киевская Псалтирь 1397 г. (РНБ инв. ОЛДП. F. 6)

быдо́ша мя́ тельцы́ мно́зи, юнцы́ ту́чнии одержа́ша мя́." (Пс. 21: 13).

Угличская Псалтирь 1485 г.

Угличская Псалтирь 1485 г. (РНБ инв. F.I.5)

"Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня" (Пс. 21:13). 

Ещё важно, что 21 Псалом считается пророческим, в котором многое указывает на Страсти Христовы: это и разделение риз и пронзенные руки и ноги и первая фраза Псалма, которую произнесет Христос на кресте и др. Поэтому вместо Давида на миниатюрах к 21 Псалму всегда изображается Христос.

Угличская Псалтирь.

Угличская Псалтирь 1485 г. (РНБ инв. F.I.5)

"Я́ко обыдо́ша мя́ пси́ мно́зи, со́нм лука́вых одержа́ша мя́" (Пс. 21: 17).

Годуновская Псалтирь кон. XVI в.

 Годуновская Псалтирь кон. XVI века  (ГИМ инв. 80269 , ОР Увар. 564 , 11711-СВ)

"Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня" (Пс. 21: 17)

Годуновская Псалтирь 1594-1600 гг.

Годуновская Псалтирь 1594-1600 гг. (РГБ)

Сама традиция иллюстрирования данного Псалма появляется в Византии в IX веке. Затем перекочевывает и в славянские Псалтири, впрочем, с некоторыми изменениями. Например в византийских рукописях воины изображались три с одной стороны от Христа и один с другой.

Феодоровская Псалтирь XI века.

 Феодоровская Псалтирь 1066 г. (Британский музей, Лондон, Add. 19352)

В русских Псалтирях воины изображаются по два с обеих сторон. Это не единственное отличие славянской традиции от Византийской.

Годуновская Псалтирь (1594 - 1600 гг.) 

Годуновская Псалтирь 1594 - 1600 гг. (ГТГ. Инв. МК-6 (К-5346)

На византийских миниатюрах у воина справа видно две головы: собачью и человечью.

Хлудовская Псалтирь IX век.

Хлудовская Псалтирь 840 - 850 гг. (ГИМ, греч. 129-д)

Псалтирь Барберини XI в.

Псалтирь Барберини XI в. (Rome. Biblioteca Vaticana Barb.gr.372)

На поздних славянских миниатюрах такого приема не наблюдается. Еще есть интересное различие при иллюстрировании обступивших тельцов в византийском и русском вариантах. В славянских Псалтирях обступившие тельцы изображаются в виде рогатых воинов, расположеных по двое по обе стороны от Христа.

Годуновская Псалтирь 1594 - 1600 гг. (ГТГ. Инв. МК-6 (К-5346).

Годуновская Псалтирь кон. XVI века (ГИМ инв. 80269 , ОР Увар. 564 , 11711-СВ)   Годуновская Псалтирь 1594-1600 гг. (РГБ)
А вот в византийской традиции этот сюжет изображался интереснее. Рядом со Христом изображались фигуры в виде тельца, в виде человека с головой тельца и в виде тельца с головой человека.

Псалтирь Барберини XI в. 

 Феодоровская Псалтирь 1066 г. (Британский музей, Лондон, Add. 19352)

 Данная традиция появляется в середине IX века в монастырской среде в период победы над иконоборчеством.  С XIV века начинает прослеживаться на Руси. Последним её всплеском были Годуновские Псалтири конца XVI века, которых было создано за короткий срок в 6 лет не менее двенадцати. В общей сложности данная традиция просуществовала почти семь веков.


____ЦБ ИСКОНИЯ____



Презентация интернет-ресурса РНБ.


Презентация книги.

12 октября 2016 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги А. И. Макарова "Первое литературное произведение Самары", посвященной предисловию самарского переписчика к рукописи Жития преп. Варлаама и Иоасафа, переписанной в Самаре в 1628 году. 


Выставка.

C 24 февраля 2016 г. по 24 апреля в Самарском Епархиальном музее проходила выставка "Всемирная история в отечественном летописании"

С 19 июня 2016 г. экспозиция выставки представлена в  в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре с. Винновка.

Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений