18. Клевета.
“Бытие”, лист 102 об.
В каноническом тексте Библии Книга Иова находится после Книги Эсфирь, очень далеко от Пятикнижия Моисея. Однако в ЛЛС она совершенно неожиданно вставлена в 36 главу Бытия, как бы прерывая “на полуслове” текст главы. Почему составители Свода пошли на такой почти “кощунственный” шаг, разделив текст Священного Писания? Это ведь даже не апокрифическая вставка, которая как бы “дополняет” библейскую историю. Это прямое нарушение сложившейся традиции расстановки книг. Ответ может быть только один - они составляли историческую хронологию. По замыслу события, описанные в Книге Иова, предшествуют истории Иосифа. Этот красноречивое подтверждение того, что составители Свода воспринимали Священное Писание не как неприкосновенный сакральный текст, а как исторический источник.
Композиция и сюжет миниатюры на этом листе возвращает нас к начальному циклу Музейского сборника из 15 картин, посвященных семи дням Творения и изгнанию первых людей из Эдема. Объединяет их то, что они полностью посвящены теме Небес. Главным отличительным признаком этих рисунков - рамка, полностью закрывающее все пространство. Небеса в понимании мастеров Свода представляли закрытое со всех сторон изображение.”Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа” (Иов.2,1). В центре миниатюры мы видим сидящего на престоле Господа Бога, вокруг него множество Ангелов, а слева маленькая фигура дьявола. Он как бы разделен одним из Ангелов на две части: первая беседует с Создателем, а вторая уходит из кадра. Интересно заметить, что вся эта сцена “плавает” на глади вод, тверди нет. Сверху широкой красноватой лентой обозначен небосвод. Цвет символизирует духовное напряжение всей сцены.
Источник изображения на сайте издательства "Актеон".
© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тикток