81. Парис и Елена.
Из книги “История разрушения Великой Трои”, лист 654 об.
Сюжет этой прекрасной миниатюры связан с начальным эпизодом любовной истории Париса, второго сына троянского царя Приама, и Елены, жены греческого царя Менелая. В летописном тексте, описывающем эту историю любви, отсутствует упоминание о знаменитом яблоке раздора. “Когда Парис узнал о том, что в храм Афродиты пришла Елена, <…> он также поспешил в храм. <…> Разгорелся в нем страстный огонь желания и, охваченный этим желанием, он устремил взгляд на любимую Елену <…> Парис, потеряв стыд, приблизился к Елене и заговорил с ней тихо”.
В верхней части миниатюры мы видим скульптуру обнаженной богини Афродиты, причем взор ее обращен в сторону влюбленных. Надо отметить, что, вопреки распространенному мнению, русские художники не чуждались изображать нагое тело. Но делали они это очень целомудренно, не выделяя на теле половых органов.
В центре изображено множество людей во главе с четырьмя музыкантами. Первый слева держит старинный вариант скрипки, которая напоминает русский музыкальный инструмент — гудок (об этом свидетельствует сглаженная форма и сама манера держать инструмент). Рядом с ним стоит гусляр, затем барабанщик. Четвертый музыкант, согнувшись, играет на очень необычном инструменте — он раздувает меха переносного органа. Все это создает атмосферу беззаботного и веселого праздника.
Главные герои миниатюры, Парис и Елена, увенчанные коронами, стоят в створе заостренной арки, изображенной в правой части миниатюры. Они словно затаились там, и лишь их выразительная жестикуляция свидетельствует о напряженном общении — указательным жестом Парис приглашает Елену отойти в сторону. Удивительно, с каким чувством такта и высочайшим художественным вкусом мастера ЛЛС передают это “непристойное предложение” античного героя.
Источник изображения на сайте издательства "Актеон".
© И.Б.Вишня "100 шедевров Музейского сборника".
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - вк накрутка