О змеином камне и первом Фаусте (иконография «Рукописания Адама»).

 В послании к Колоссянам ап. Павел пишет:  «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту»  (Кол. 2:14).

 О каком рукописании идет речь – не поясняется, да и слово это во всем каноническом корпусе Библии используется лишь однажды, именно в этом месте. Слово χειρόγραφον – это долговая расписка, а «истребив» следует переводить как «стер».  То есть Христос освобождает нас, стирая рукописание и пригвождая его к кресту, как освобождали рабов в древности:  «либо путем перечеркивания записи, либо прокалывания ее гвоздем».

1502 г.

Господь рвет рукописание Адама. Сошествие во ад. Фреска Ферапонтова монастыря, 1502 г.

 Большинство  толкований на это место утверждает, что Павел имеет в виду Моисеев Закон, упраздненный Христом. Однако Иоанн Златоуст тут же замечает: «Если же не об этом, так о том, что мы обязаны повиноваться Богу. Если же и не об этом, то о том рукописании, которое держал дьявол, которое изрек Бог Адаму в словах: В день, в который ты вкусишь от древа, смертью умрешь. Это рукописание было у дьявола».

1532 г.

Адам пишет расписку. Фреска монастыря в Молдовице, 1532 г. Надпись: "Зденаписа Адам рукописание".

 Неизвестно, было ли во времена Златоуста (а уж тем более апостола Павла) какое-либо предание о заключении договора между дьяволом и Адамом, однако знает его славянская устная и письменная традиция. Причин такого договора приводится несколько. Одна из них встречается в апокрифическом «Исповедании Евы», известном по рукописям, начиная с XV века.

 После изгнания из рая Адам начал пахать землю. К нему пришел дьявол и заявил, что небеса принадлежат Богу, а земля ему, и если Адам хочет обрабатывать землю, то должен написать сатане «рукописание», сопровождая его словами «чья земля, того и я, и мои дети». После чего дьявол взял расписку и хранил ее у себя.

XVI в.

Христос стоит на красном камне в окружении змеиных голов. Надпись на свитке «Рукописание Адамово». Фреска Крещения Господня в монастыре Сучевица, XVI в.

 Это поясняет, почему, по общехристианскому преданию, все люди до пришествия Христа попадали только в ад. История с владением землей – нередкий сюжет для преданий. Так, например, известна иудейская легенда о причине ссоры Каина и Авеля, согласно которой Каин заявил брату: «Земля, на которой ты стоишь, принадлежит мне. Улетай на небо!» На Руси встречаются упоминания о похожем разговоремежду Правдой и Кривдой, но эта тема требует отдельного рассмотрения. Мы же вернемся к нашему сюжету.

Книжная миниатюра.

Крещение Господне на камне. Миниатюра.

 Имеется и другая версия апокрифа, связывающая рукописание с болезнью Каина.

Согласно ей, Каин родился с двенадцатью змеиными головами на лбу и груди, и поскольку они жалили Еву во время кормления, Адам был весьма озадачен ее страданиями. Тут пришел дьявол в обличье человека и предложил избавить их от мук взамен на все то же «рукописание». Адаму надо было опустить руки в кровь козленка и приложить их к громадному камню. После этого дьявол утащил камень на дно Иордана и приставил оторванных от Каина змей охранять его.

Этих сторожащих камень змей уничтожил Христос во время Своего крещения, а остатки расписки дьявол перенес в преисподнюю, где она и была изничтожена во время Сошествия во Ад.

XIX в.

Адам пишет расписку кровью. 

Лубок «Рождение Каина». Россия, XIX в.

 Интересно, что кости этих змей упоминаются в «Путешествии Арсения Солунского», еще одного памятника русской словесности: «А на брезѣIордана камень, знати стопы Христовы на немъ, а подътѣмъкаменiемъ кости змiевывидѣти, что блюлърукописанiеАдамле». Про существование этих костей более ни один источник не упоминает.

Крещение Господне.

Христос стоит на «рукописании». Иконы Крещения Господня.

Крещение.

 Эта, в общем-то,фаустовская история, но с положительным финалом (что вообще характерно для русских повестей), изображается в некоторых иконописных композициях. Так, имеется сюжет собственно рукописания Адама, во фресковой живописи, миниатюре и лубке. Однако нам чаще встречаются отсылки к нему  в иконографии Крещения Господня, где Христос изображен стоящим на пресловутом камне, из-под которого выглядывают змеиные головы (это фрески в Билинском монастыре, Сучевице, Грачанице, иконы балканского происхождения и др.),а также на фреске Сошествия во ад Ферапонтова монастыря, где Господь разрывает то самое Адамово рукописание.

Адам пишет расписку.

 

Автор: Буцких Николай Валерьевич 

культуролог, преподаватель Народного Православного Университета (Санкт-Петербург).




____ЦБ ИСКОНИЯ____



Выставка "Апокалипсис в русской книжной миниатюре".

11 марта 2020 г. в Самарском епархиальном церковно-историческом музее состоялось открытие выставки "Апокалипсис в русской книжной миниатюре". Апокалипсис в русской книжной миниатюре

Выставка "Самарские древности".

17 мая 2018 г. в Самарском областном художественном музее (ул. Куйбышева 92) состоялось открытие выставки "Самарские древности". 


Недослушанные притчи.

19 мая 2017 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло мероприятие с лекцией о "Повести о Варлааме и Иоасафе" и чтением притч из этого произведения.

Презентация интернет-ресурса РНБ.


Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики... счетчик посещений